Топ-10: самые недавние археологические открытия, совершенные на изолированных островах

На нашей планете тысячи островов. У многих из них своя богатая история, культурное наследие и даже свои интригующие загадки. Достаточная удаленность и изолированность некоторых таких мест иногда создает все необходимые условия для формирования необыкновенных экосистем и появления уникального этноса.

Мы привыкли считать, что самыми великими и таинственными древними цивилизациями были Римская империя и древний Египет, но это на самом деле не совсем так. Если присмотреться к Европе, обеим Америкам, Ближнему Востоку и Азии, вы обнаружите, что в этих землях есть свои не менее захватывающие тайны. Но особенно поразительными бывают находки на островах, где когда-то обитали целые культуры, давно канувшие в Лету. Исследователи регулярно находят их следы (руины старинных поселений, древние захоронения), и эти сенсационные открытия удивительным образом дополняют историю человеческой цивилизации, а иногда порождают новые вопросы…

10. Храм Артемиды

Фото: BBC

Затерянные святилища часто становятся местом действия приключенческих фильмов. Оказывается, что в реальной жизни археологи тоже охотятся за античными храмами, как за настоящим кладом. Поиск одного такого места целых сто лет велся в неверном направлении, пока ученые не поняли, в чем их ошибка. Древнегреческий историк и географ Страбон (первый век нашей эры) в своих рукописях описал великий храм, построенный в честь богини Артемиды. На основании слов Страбона археологи начали раскопки в районе древнего города Эретрия на греческом острове Эвбея.

Все их усилия с 19 века оказались напрасными. Затем в 1964 году команда уже других исследователей обнаружила то, что явно указало на ошибку в описаниях Страбона. Они обнаружили старую византийскую церковь, в строительстве которой были использованы блоки, абсолютно точно изъятые из какого-то другого более древнего здания. Эти камни навели археологов на мысль о том, что храм Артемиды находился не в 1,5 километра от Эритреи, а где-то в 11 километрах.

В 2012 году ученые наконец-то обнаружили предположительные руины древнего храма на вершине холма в старой деревеньке Амаринтос. Целых 5 лет до 2017 года ученые расчищали это место, чтобы в итоге обнаружить там заветное святилище Артемиды. Доказательством того, что это именно тот самый храм, стали многочисленные надписи, монеты с именем Артемиды, старый фонтан и другие здания 6-2 века до нашей эры.

9. Могила с дельфином

Фото: Live Science

В Средневековье на острове Гернси (Guernsy) кто-то закопал настоящего дельфина по всем канонам христианских похорон. По крайней мере так ученым показалось в самом начале раскопок.

В 2017 году археологи посетили этот небольшой островок (15 метров в длину), чтобы обнаружить здесь на первый взгляд самую обычную могилу. Однако внутри тщательно обустроенного захоронения исследователи нашли кости дельфина.

В этом не было никакого смысла. Зачем было копать могилу для дельфина? Однако рукописные источники тех времен пролили свет на эту загадку – оказалось, что местные жители периодически питались засоленными дельфинами. Выходит, что обнаруженная исследователями могила была на самом деле ямой для консервации дельфиньего мяса. В яме также нашли следы соли, что подтверждает эту версию. Вдобавок ученые обнаружили признаки того, что перед консервацией дельфина тщательно разделали. По какой-то неизвестной причине закопанного дельфина так и не съели.

Самым удивительным было то, что эта яма выглядела совсем как могилы, обнаруженные на других средневековых кладбищах, в которых хоронили именно людей. Археологи считают, что в 14 веке этот остров был монашеским убежищем.

8. Эволюция в действии

Фото: sciencealеrt.com

В составе Галапагосского архипелага есть небольшой остров под названием Дафне (Daphne), и именно там произошло нечто невероятное, о чем мы вам сейчас и расскажем. Впервые в истории наблюдений ученые имели возможность пронаблюдать за новым видом животного в диких условиях, причем зверек прямо на глазах исследователей успешно расплодился и дал жизнь новым фертильным поколениям, что само по себе – достаточно редкое явление.

Биологи отметили здесь появление большого кактусового земляного вьюрка, который ранее считался эндемиком других галапагосских островов. Самец пришлого вида ухаживал за 2 местными самочками, обе они были представительницами вида средний земляной вьюрок. Как понятно из названия этих птиц, они относятся к родственным видам. Кстати, именно на эту группу птиц когда-то обратил внимание сам Чарльз Дарвин, отметивший ее значимость в изучении эволюционной биологии.

Союз представителей разных видов дал жизнь фертильным птичкам, что было довольно необычно. Гибриды среди диких животных родственных видов – явление относительно нередкое, но их потомство чаще всего рождается бесплодным или же с трудом справляется с репродукцией себе подобных и вскоре вымирает.

Новое поколение вьюрков пело другие песни, и у этих птиц был клюв новой формы, что лишило их возможности снискать расположения у местных земляных вьюрков. Скрещивание продолжилось внутри гибридного вида. Четвертое поколение застало серьезную засуху 2002-2003 годов, во время которого выжили только 1 брат и 1 сестра. Впрочем, по прошествии засухи эта парочка стала родителями 26 новых птенцов. Согласно генетическим тестам новый вид вполне устойчив и жизнеспособен. В 2012 году ученые зарегистрировали еще 8 парочек и 23 одиночки. Буквально на глазах биологов произошла настоящая эволюция в действии.

7. Пещеры, полные утраченных культов

Фото: Live Science

После высадки испанцев на карибский остров Мона, мореплаватели обнаружили там племя Таино (Taino). Конкистадоры нередко захватывали новые территории ценой жесточайших кровопролитий, и в этот раз уничтожена была целая уникальная культура. Недавно на остров прибыла группа археологов, обнаруживших там пещеры, стены которых украшали древние надписи и рисунки, предоставившие исследователям драгоценную возможность узнать хоть что-нибудь о верованиях уничтоженного этноса.

Ныне необитаемый остров одарил археологов наскальными росписями еще доколумбовых времен. Рисунки покрывали своды настолько узких ходов, что на их изучение ушло почти 3 года. Эксперты выяснили, что основными объектами племенного искусства были животные и человеческие фигурки, которые среди тысяч других пиктограмм встречались чаще всего.

Часть рисунков была буквально выцарапана на поверхности горной породы. Такие изображения оказались намного ярче, когда исследователи очистили верхний слой пещерных сводов, обнажив истинный цвет скал. Есть в пещерах и изображения, нанесенные краской. Выбор пигментов до сих пор остается для ученых загадкой. Чаще всего древние художники использовали охру или уголь, ведь они обладают выраженными красящими свойствами. Но только не племя Таино. Их довольно сложные росписи были выполнены совершенно по-разному в зависимости от конкретной пещеры. В состав краски входил не только уголь, но и минералы, растения и даже экскременты летучих мышей.

У исследователей сложилась теория, объясняющая, зачем сотни лет тому назад древние люди залезали в такие тесные подземные системы и рисовали там всевозможные сюжеты. По мнению археологов, народ Таино предположительно верил, что солнце и луна появлялись на небосводе, восставая из-под земли, из-за чего наскальные росписи, вероятно, отождествлялись со спиритическими практиками.

6. Галереи, полные миниатюрных росписей

Фото: ibtimes.co.uk

В 2017 году археологи занялись исследованием крошечного индонезийского острова под названием Кисар (Kisar). Там они обнаружили, что были далеко не первыми людьми, побывавшими на этом удаленном клочке земли, размером всего в 81 квадратный километр. Практически все пещеры Кисара были исписаны древними людьми (около 28 разных объектов). Наскальному искусству было примерно несколько тысяч лет, и все рисунки были необычайно мелкими.

Выразительные изображения не превышали и 10 сантиметров в длину, и среди прочих предметов чаще всего неизвестный народ рисовал лодки, лошадей, собак и человеческие фигуры. Размер и стиль исполнения этих росписей напоминает рисунки с соседнего острова Тимор (Timor). Возможно, это указывает на то, что раньше обе эти суши имели намного больше общего, чем сейчас.

Возраст миниатюр до сих пор не установлен. Впрочем, эксперты полагают, что самая древняя роспись была сделана примерно 3 500 лет тому назад, когда поселенцы привезли сюда первых одомашненных собак. Одни из самых относительно недавних рисунков могли быть сделаны, когда в регион впервые привезли металлические барабаны из Вьетнама и Китая 2 500 лет тому назад. Среди целой мириады миниатюр можно встретить рисунки людей, играющих на похожих барабанах. Вдобавок эти фигурки напоминают силуэты, которыми украшали старинные музыкальные инструменты.

5. Повторное открытие Кейна (Kane)

Фото: National Geographic

Остров Кейн несколько раз упоминается в древних рукописях, согласно которым на нем когда-то процветал одноименный город. В 406 году до нашей эры неподалеку от Кейна состоялась знаменитая битва при Аргинусских островах, по итогам которой афинский флот одолел спартанскую армию.

Многие историки мечтали попасть на остров Кейн, но долгое время никто не мог его найти. В 2015 году целый пропавший остров был вновь открыт на территории Турции. Хотя в наши дни это уже далеко не остров.

В прошлом Кейн входил в состав группы из 3 островков под названием Гарипские острова (Garip), но в последующие пару тысяч лет между этими клочками суши осело достаточно много наносного материала, чтобы западная часть Турции и Кейн образовали целый полуостров. Выходит, что Кейн никогда толком не исчезал, он просто стал частью материка.

Древнее поселение обнаружили после того, как ученые внимательнее присмотрелись к образцам почвы, доказавшим, что третий остров из группы Гарип просто слился с западным побережьем Турции. Место нахождения легендарного города подтвердили и обнаруженные там фрагменты древней керамики, руины старых зданий и другие артефакты.

4. Индонезийская рыбачка

Фото: ibtimes.com

В 2017 году археологи вскрыли могилу на одном из удаленных индонезийских островов. Внутри нее они обнаружили тело женщины, лицо которой украшали аккуратно разложенные рыболовные крючки. Эта могила была необычной сразу по 2 причинам.

Во-первых, археологи столкнулись практически с одними из самых древних рыболовных крючков, выполненных из раковин улиток примерно 12 тысяч лет тому назад. Во-вторых, находка заставила ученых пересмотреть устоявшееся мнение о том, что рыбная ловля была исключительно мужским занятием. Вероятно, если не все, то хотя бы некоторые островитянки добывали для семьи рыбу наравне с мужчинами.

Подбородок и скулы женщины украшали 5 старинных крючков, 4 из которых были сделаны в форме полумесяца, а пятый напоминал букву J. Кроме морепродуктов, на острове не было других источников протеина, поэтому рыбная ловля стала неотъемлемой частью жизни местных сообществ.

Закапывание крючков вместе с усопшей дает основание полагать, что островитяне верили и в загробную жизнь, и в то, что по ту сторону бытия их близкие смогут воспользоваться всем оставленным для них в могиле. Если так оно и было, это означает, что исследователи обнаружили древнейшее племя, в котором рыбную ловлю было принято считать необходимым занятием, как для живых, так и для мертвых.

3. Египетская гробница в Судане

Фото: ibtimes.co.uk

На севере Судана есть остров Саи (Sai), окруженный со всех сторон водами Нила. В 1970-х годах здесь были проведены раскопки, в ходе которых археологи обнаружили 24 древние гробницы. Саи – один из самых крупнейших в этом регионе островов, и когда-то на нем располагалась шахта по добыче золота, так что ученые недаром были уверены в огромном потенциале этого клочка суши для науки. Однако самое интригующее открытие на острове было совершено намного позже – в 2015 году.

В обнаруженной гробнице, возраст которой равен примерно 3400 лет, исследователи нашли останки 13 мужчин, женщин и детей. После 2 лет тщательного изучения захоронения археологи пришли к выводу, что перед ними собственность некоего Хнуммеса (Khnummose). Тело этого мужчины обнаружили в соседней комнате, где он был похоронен с неизвестной женщиной (вероятно, женой). Все остальные останки покоились во втором помещении. Гробница была обустроена в период, когда над этой территорией правил Египет (1550–1292 гг. до нашей эры), а Хнуммес скорее всего работал в сфере золотодобычи или же был ювелиром.

Тела были найдены в очень плохом состоянии, поэтому определить, был ли глава семьи египтянином, родившимся на Саи, или выходцем из Нубии, не представляется возможным. В гробнице были захоронены также и различные амулеты, традиционные статуэтки и золотая маска смерти Хнуммеса, что свидетельствовало о его высоком статусе. Так или иначе, судя по хронологии, этот человек считал себя именно египтянином, хотя сегодня остров Саи принадлежит уже Судану.

2. Необычные камни

Фото: ibtimes.co.uk

В конце 2017 года район активных археологических раскопок Васагард (Vasagard) преподнес ученым очередную загадку. Васагард находится на датском острове Борнхольм (Bornholm), и несколько тысяч лет тому назад здесь находился храм, в котором местные жители поклонялись солнцу. Недавно на этом острове ученые обнаружили около 300 обработанных камней, которые эксперты прозвали «солнечными камнями». Похожие артефакты уже раскапывали и ранее на участках неподалеку от Васагарда, и на всех них можно было рассмотреть вырезанное изображения солнца.

Находкам было примерно 5000 лет, и высеченные на них рисунки не были чем-то необычным. Но среди всей этой груды гальки исследователи неожиданно откопали и кое-что совершенно новое для себя. На васагардских камнях было изображено не только солнце, но и поля и зерна, а на некоторых из них даже паучья сеть. Предназначение этой гальки до сих пор остается неясным. Версий у археологов сразу несколько.

Некоторые из артефактов были сильно покореженными и обожженными, а нашли их в старых канавах, что указывало на то, что они могли быть частью какого-то похоронного ритуала. Другие камни были скорее потертыми или отполированными, как будто их очень долго носили в карманах. Возможно, это были старинные деньги или амулеты.

Еще одна из версий гласит, что эти минералы были частью заклятия или ритуала, призванного благословить местных жителей богатым урожаем. Так или иначе, новый вид изображений на этих артефактах дополнил знания исследователей о культуре древних народов, населявших североевропейские земли.

1. Остров, на котором было совершено жуткое массовое убийство

Фото: ibtimes.co.uk

Один из самых жутких случаев мятежа связан с пассажирским кораблем, который затонул в 1629 году в районе западного побережья Австралии. Судно Батавия (Batavia) налетело на рифы, и всем 282 пассажирам и членам экипажа пришлось высадиться на берегу острова Бикон (Beacon). Мятежники изнасиловали и убили большую часть выживших пассажиров, включая женщин и детей. По этой причине злополучный остров получил прозвище «Остров убийств».

В 1970-х годах здесь начались раскопки, и археологи обнаружили свидетельства страшных зверств, произошедших на Биконе несколько столетий тому назад. Например, у одного из найденных мужчин была полностью отрублена макушка.

В 2017 году здесь впервые нашли массовое захоронение, которое отличалось от всех остальных. В отличие от других могил, вырытых явно в спешке, и куда тела были вывалены с большим пренебрежением, в недавно обнаруженном месте 5 покойников были уложены аккуратно в ряд. Было абсолютно очевидно, что этих людей похоронили с должным уважением. В могиле ученые также нашли, вероятно, личные вещи этих усопших, а судмедэксперты сообщили, что на найденных останках они не обнаружили никаких следов насилия.

Исследователи считают, что эти жертвы умерли от обезвоживания вскоре после высадки на остров Бикон и до того, как здесь начались массовые убийства. Находка дополнила историю мрачных событий 1629 года, произошедших после крушения Батавии. Вдобавок обнаруженное захоронение позволяет провести новое сравнение с записями из судового журнала корабля, налетевшего на рифы. Возможно, капитану судна вместе с некоторыми пассажирами удалось уйти от мятежников, и именно поэтому они избежали пыток и насильственной смерти.