Авиалайнер является одной из вершин современной эпохи: шедевр инженерной мысли, хай-тек, поразительно сложный, но в то же время доступный для всех. Миллиарды людей путешествуют на немыслимой скорости и на невообразимых высотах в любой уголок мира, часто не задумываясь об огромном количестве технологий и техники вокруг них. Авиаперелёты возможно сделали больше для объединения всего земного шара, чем любое другое изобретение, известное человеку. Мы живем в век реактивного транспорта.
Однако существуют некоторые вещи в самолёте, о которых никогда не задумывались даже люди, часто путешествующие в нём. Эти небольшие детали современных авиалайнеров живут за пределами знаний большинства людей. Сегодня о них-то мы вам и расскажем.
10. Внутри двигателей находятся взрывные заряды
Давайте на секундочку забудем о том факте, что всё крыло самолёта заполнено опасным и легковоспламеняющимся топливом (да, именно там хранится топливо). Каждый двигатель также оснащён одним зарядом (иногда двумя) взрывчатого вещества, который известен как «пиропатрон». Удивительно, но они используются для борьбы с пожарами в двигателе. После поджигания взрывной заряд пробивает герметичную пробку бутылки, находящейся под высоким давлением, и огнезащитный химикат под напором извергается по всей внутренней части двигателя, чтобы затушить любое пламя, которое может возникнуть в корпусе двигателя.
Большинство самолётов оснащено двумя зарядами, так как несмотря на то, что одного заряда должно хватить, чтобы погасить пожар, если ему это всё-таки не удастся второй должен предоставить самолёту несколько драгоценных секунд, пока он не найдёт место для посадки где-то на земле. Системы пожаротушения в авиационных грузовых отсеках работают по тем же принципам. Это довольно отрадно осознавать, по какой-то непонятной причине.
9. Ваш самолёт может быть более неисправным, чем вы думаете
Каждая компания хочет, чтобы её самолёты летали, так часто, как это только возможно и перевозили максимальное количество пассажиров. Если воздушное судно не в небе, оно не зарабатывает для компании деньги. Поэтому, когда часть самолета ломается, авиакомпания находится под огромным давлением, чтобы запустить рейс снова как можно скорее. Однако полномасштабный ремонт может занять несколько часов, потенциально даже дней, и бывают случаи, когда поломка может рассматриваться как тривиальная, например, такая как поломка кофейника или сломанная лампочка. Так что же определяет, может ли летать сломанный самолёт или нет?
Ответом на этот вопрос является документ под названием ГПМО или главный перечень минимального состава оборудования. Любой сбой рассматривается в этом списке, и он позволяет узнать, нужно ли вам это неисправное оборудование для этого конкретного рейса. В списке также перечисляются любые процедуры, которые пилоты должны применить, чтобы справиться с утратой той или иной части оборудования. Однако эта система позволяет самолётам летать в небе, всего лишь с половиной потенциально функционирующих систем. Конечно, на таком самолёте относительно безопасно летать, если только другая половина также не выйдет из строя, так как в этом случае нет запасного оборудования. В конечном счёте, именно главному пилоту необходимо решить, следует ли принять самолёт в его текущем состоянии, но компания всегда может взять другого пилота, который будет готов принять его.
Посреди напряжённого летнего сезона, когда авиакомпания не может позволить себе что-то исправлять, но может вместо этого постоянно откладывать ремонт (до определенного предела), у неё нет достаточного стимула, чтобы должным образом поддерживать техническое состояние самолёта до конца сезона. Это значит, что многие самолёты, находящиеся сейчас в обслуживании, являются в чём-то неисправными.
8. Воздух поступает в кабину из двигателей, а не извне самолёта
Воздух в кабине не является тем же воздухом, который находится снаружи самолёта. На высотах, на которых летают коммерческие авиалайнеры, воздух обладает тем же составом (всё ещё 20 процентами кислорода), но он слишком разряжен для того, чтобы человек мог им дышать и продолжать оставаться в сознании. Решение, которое инженеры придумали, было выработкой воздуха из двигателей, которые и так сжимают воздух для собственного использования, поэтому для дыхания пассажиров используется более плотный воздух. Конечно, он всё равно не будет эквивалентен воздуху на земле - такой воздух вызвал бы слишком большую разницу в давлении между внутренней и наружной сторонами кабины, поэтому большинство самолётов ищут золотую середину. Воздух, которым вы дышите в самолёте, в основном встречается на высоте 2400 метров.
Недостатком этой системы является, конечно же, то, что всё, что проходит через двигатели, скорее всего, также окажется в салоне, например, вредный дым, если двигатель загорится, дым от жидкости против обледенения, или, как всё чаще сообщается, токсичные соединения от сжигания смазочных масел в самом двигателе.
7. Аварийная декомпрессия намного хуже, чем вы предполагаете
Когда бортпроводники говорят вам «надеть свою маску прежде чем помочь другим», они не шутят. Воздух на большой высоте настолько разряжен, что, в случае полной декомпрессии, ваши лёгкие будут в состоянии обеспечивать ваш мозг лишь минимальным необходимым количеством кислорода для того, чтобы вы продержались примерно 30-45 секунд, в зависимости от вашего физического состояния и фактической высоты самолёта. В течение этого времени вы почувствуете себя беспричинно радостным, затем у вас начнётся головокружение, и, наконец, вы не будете в состоянии принимать какие-либо решения и впадёте в бессознательное состояние. В то время как одна минута может показаться достаточно долгим промежутком времени, побочные эффекты от недостатка кислорода в мозге (гипоксия) обуславливают необходимость получить дополнительный кислород как можно скорее.
Что ещё хуже, воздух на больших высотах холодный, даже очень холодный. Температуры примерно в - 60 градусов по Цельсию не являются редкостью. Кроме того, во время подобной декомпрессии, чаще всего наблюдается сильная утечка воздуха, метание вещей, находящихся в салоне, из стороны в сторону и в большинстве случаев, видимый туман, что скорее всего, заставит пассажиров впасть в шок. Если что-то подобное, к несчастью, произошло с вами, обязательно последуйте совету на случай чрезвычайной ситуации и наденьте свою собственную маску в первую очередь.
6. Кислородные маски также долго не продержатся
Маленькие, жёлтые маски, которые дают вам кислород делают это, но не так, как думает большинство людей. Хотя можно себе представить, что вы будете вдыхать прохладный, чистый кислород, как из баллона во время подводного плавания или во время нахождения в машине скорой помощи, реальность является полной противоположностью. Каждый набор из четырёх или пяти масок связан с химическим генератором, куском металла, который воспламеняется путём стягивания любой из этих масок вниз. Сжигание этого металла производит больше кислорода, чем огню нужно на само поддержание, и этот дополнительный кислород является тем, чем вы дышите. Он будет горячим, полным дыма, и будет обладать неприятным запахом и послевкусием.
Конечно, металл не может гореть вечно, и кислород закончится примерно через 12 минут, что должно обеспечить пилотам достаточно времени для выравнивания самолёта на высоту с подходящим для дыхания воздухом. В довершение ко всему, маленькая, тонкая маска не содержит фильтра и не является герметичной, а это означает, что она не защитит вас от любых испарений или того дыма, который уже скопился в салоне. Однако в такой ситуации пригодится любая помощь, не так ли? И не стоит волноваться - кислород ваших пилотов находится в баллонах, и они будут им обеспечены приблизительно в течение двух часов.
5. Спасательные трапы не всегда одновременно служат ещё и в качестве надувных спасательных плотов
Люди часто предполагают, что, если самолёт разобьётся в океане, то они смогут спастись, забравшись в спасательные трапы. Однако в следующий раз, когда вы будете на борту воздушного судна, внимательно посмотрите на аварийную карточку. Если фигуры, представляющие пассажиров на карточке, изображены плавающими рядом с трапом, держась за него одной рукой, а не сидящими в нём, ваш спасательный трап просто опрокинется в воде, если кто-то попытается в него забраться. Это происходит потому, что закон обязывает большинство самолётов, находящихся в эксплуатации и летающих исключительно над землёй иметь лишь те трапы, которые облегчат экстренный спуск на суше.
Дело в том, что спасательные трапы, также выполняющие роль надувных спасательных плотов более тяжёлые, чем простые спасательные трапы, и для самолётов, которые обычно летают близко к земле, излишне неэффективно перевозить так много лишнего веса. Даже если самолёт упадёт вблизи береговой линии, вы всё же будете ближе к спасению, чем вы были бы в открытом море. К счастью, ещё не было ни одного случая, когда самолётам, не оснащённым спасательными плотами, приходилось совершать аварийную посадку в воде.
4. Ваш самолёт мог быть признан безопасным для полётов ...благодаря взяточничеству
После того, как получившее широкую огласку возгорание двигателя самолёта, находившегося ещё на земле в Манчестере, Великобритания, привело к ранее невообразимому количеству жертв, служащие ответственные за технику безопасности и исследователи решили воссоздать модели аварийной эвакуации на земле в попытке понять, почему же погибло настолько много людей. Однако вскоре они пришли в тупик - во всех смоделированных ими эвакуациях, пассажиры были настолько спокойными и вежливыми друг с другом, что каждая эвакуация проходила гладко, без привычной паники, и хаоса, вызванного элементарным желанием выжить, которое охватило каждого пассажира в реальной чрезвычайной ситуации.
Так как же исследователям удалось вызывать это чувство отчаяния? Легко: Они обещали денежное вознаграждение нескольким людям, которым удастся выбраться из самолёта первыми. Они обнаружили, что им нужно было предложить не более 20 фунтов стерлингов, чтобы превратить среднестатистического человека в толкающегося, скребущегося, карабкающегося через спинки сидений, отчаянного эвакуирующегося, которого они хотели сымитировать. Таким образом, исследователи получили необходимые им данные, и с тех пор сертификация самолётов проводится таким же образом.
3. Портативные электронные устройства не оказывают никакого влияния на системы самолёта
Это здравый смысл и, наконец-то, он был принят во всём мире, так как авиационная администрация смягчилась и теперь разрешает пассажирам использовать ПЭУ (персональные электронные устройства) на большинстве этапов полёта. В некоторых случаях (например, при плохой видимости, низкой облачности, тумане и так далее), самолёты используют точные радиосигналы, посланные с земли, для ориентировки на заключительных этапах полёта, и в соответствие с популярной теорией, такие устройства как мобильные телефоны прерывали эти сигналы и заставляли самолёт опасно отклониться с курса. Такие радиосигналы сами по себе чувствительны, и всякий раз, когда они используются для манёвров при низкой видимости, другие самолёты находятся гораздо дальше от взлётно-посадочных полос, чтобы они не нарушали сигнал.
Поэтому страх перед помехами от других устройств, таких как мобильные телефоны, был, конечно же, оправдан, не так ли? Никогда не было найдено никаких доказательств создания таких помех, и вероятность всегда была абсолютно минимальной. Разве производитель будет разрабатывать самолёт стоимостью в несколько миллионов долларов, если его смог бы сбить 10-долларовый мобильный телефон? Как выразился превосходный комедийный сериал на радио: «Если бы они обладали каким-либо эффектом, мы бы не позволили им у вас появиться».
2. …но мобильные устройства пилотов приводили к несчастным случаям
Конечно же, невозможно утверждать, что мобильные телефоны никогда не приводили к несчастным случаям с потенциально фатальными последствиями. Во время снижения самолёта к аэропорту, чем ниже летит самолёт, тем более критической с точки зрения безопасности становится ситуация. К сожалению, для многих пилотов, приближение к земле также повышает шанс того, что мобильный телефон одного из пилотов поймает сигнал и начнёт вибрировать, пикать или издавать другие очень отвлекающие звуки в критический момент.
В ходе одного инцидента телефон пилота привёл к тому, что он забыл выпустить шасси самолёта Jetstar A320 в момент захода на посадку. Другой потенциальной опасностью является взлёт – в 2009 году федеральное управление гражданской авиации США сообщило, что авиалайнер чуть не отказался от взлёта в последнюю минуту (опасный манёвр) из-за непонятных трелей мобильного телефона второго пилота.
1. «Минимальный запас топлива» не так плох, как вам кажется
Такие авиалинии как «Ryanair» и «Easyjet» на данный момент подвергаются критике за то, что они заправляют свои самолёты минимальным объёмом горючего, будто они еле долетают до своего пункта назначения и самолёты приземляются на одних парах топлива. Многие пассажиры, скорее всего, не знают, но подавляющее большинство современных авиалиний применяют этот приём по той причине, что если самолёт заправлен большим объёмом топлива, чем необходимо для рейса, то на самом деле расходуется больше топлива просто для перемещения его из точки А в точку B (больший вес означает большую нагрузку для двигателей).
Хорошей новостью для пассажиров, однако, является, то что «минимальный» не означает, тот объём, который необходим для совершения перелёта от аэропорта вылета до места назначения. По международным авиационным законам, все самолёты обязаны быть заправленными горючим для непосредственного перелёта, определённым объёмом запасного топлива («аварийное топливо», которое покроет от трёх до пяти процентов перелёта), а также дополнительным объёмом топлива, который расходуется в случае отклонения от курса полёта («запасное топливо», позволяющее перелететь из точки B в точку C, если самолёт прилетает в B, но аэропорт закрыт). В самолёте также есть ещё один запас топлива, которого хватит примерно на полчаса полёта.
Таким образом, если всё идёт по плану, самолёту потребуется только запас топлива на маршрут, плюс лишнее топливо, которого хватит, как минимум, на 30 минут полёта. Если самолёт приземляется с объёмом топлива меньше, чем «последний запас», как экипаж самолёта, так и авиалиния автоматически попадут под расследование. И наконец, не стоит забывать о том, что абсолютно вся статистика, которой мы обладаем, наглядно показывает, что авиатранспорт является самой безопасной разновидностью транспорта известной человеку.
Наслаждайтесь полётом!