Каждый раз, разговаривая с поклонниками кино про компьютерную графику (CGI, от англ. "computer-generated imagery", букв. "изображения, сгенерированные компьютером"), как правило, сталкиваешься с двумя типами людей. Первые выражают своё недовольство, жалуются и преуменьшают достижения компьютерной графики, вспоминая те дни, когда реальные эффекты главенствовали, помня только великие достижения той эпохи и всё время забывая, что подавляющее большинство эффектов, понятно, находились не на должном уровне, если сравнивать с сегодняшней трёхмерной графикой. Другую основную группу просто не волнует, как достигаются спецэффекты. Им нужно просто больше попкорна.
Давайте скажем, что мы не находимся ни в той, ни в другой группе. Мы признаём, что компьютерная графика занимает важное место в фильмах. Мы также наслаждаемся просмотром фильмов, создатели которых имели достаточно времени и возможностей на съёмку реальных эффектов, без использования компьютерных технологий.
Наш сегодняшний список, восхваляющий некоторые сцены, в которых не использовалась компьютерная графика (или использовалась, но очень мало), ни в коем случае не призван осуждать CGI. В нём собрано несколько наиболее знаковых сцен, в которых, по мнению большинства зрителей, использовалась компьютерная графика больше, чем на самом деле было.
Этот список является заслугой творческих умов и потрясающего таланта съёмочных групп, которые по каким-то причинам решили не использовать компьютерные технологии, чтобы создать эти особые эффекты. К сожалению, существует множество невероятных фильмов и сцен, которые не попали в него из-за недостатка места. Некоторые, как франшиза "Властелин Колец" (The Lord of the Rings) и "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road), не были упомянуты здесь, потому что было уже достаточно дискуссий об их реальных эффектах и методах съёмки.
Итак, перед вами — 10 эпизодов, которые многие ошибочно считали результатом компьютерной графики!
10. Огромный взрыв в фильме "007: Спектр" (Spectre)
Этот список был бы неполным, если б мы не включили в него самый большой постановочный взрыв из когда-либо снятых. Это произошло в фильме "007: Спектр". Вместо того чтобы создать взрыв с помощью компьютерной графики, команда решила сделать это по-настоящему.
Мало того, они отказались от использования масштабных моделей и подобных уловок: они просто сняли реально огромный взрыв. В общей сложности для съёмок было использовано 8415 литров керосина и почти 33 кг взрывчатого вещества. Результатом стал взрыв, длившийся в общей сложности 7,5 секунды. Для создания подобного взрыва с помощью тротила его понадобилось бы 68 тонн.
9. Драка в невесомости в фильме "Начало" (Inception)
Нам бы хотелось, чтобы режиссёр Кристофер Нолан (Christopher Nolan) снимал как можно больше фильмов. Вы, наверное, уже видели, как съёмочная группа снимала сцену боя в коридоре при нулевой гравитации в фильме "Начало", но такие списки, как этот, больше призваны напомнить вам о великих достижениях, нежели чем в деталях всё объяснять, поэтому у нас нет проблем с добавлением в него этого замечательного эпизода.
Идея использования центрифуги, чтобы переворачивать целую декорацию/съёмочную площадку, не нова. Это было сделано ещё во время съёмок фильма "Космическая одиссея 2001 года" (2001: A Space Odyssey) (1968), поэтому Нолан не делал вид, что изобрёл колесо. Тем не менее, Нолан снял целую постановочную сцену драки в гигантской вращающейся декорации. И они сделали это посредством непрерывной съёмки! Вот тебе, Кубрик!
8. Кровавая комната в фильме "Кошмар на улице Вязов" (Nightmare on Elm Street)
Как и в фильме "Начало" и "Космическая одиссея 2001 года", команда фильма "Кошмар на улице Вязов" использовала вращающуюся декорацию, чтобы достичь некоторых спецэффектов, а именно — сцен смерти Глена Ланца (Джонни Депп (Johnny Depp)) и Тины Грей (Аманда Уайсс (Amanda Wyss)).
Важным было то, что они сделали эту декорацию настолько сбалансированной, что её мог двигать вручную один человек. Чтобы эпизод, когда героя Джонни Деппа всасывает в кровать, а кровь хлещет струёй вверх из ниоткуда, получился реалистичным, команда перевернула декорацию вверх ногами (и камеру тоже), чтобы кровь выливалась из кровати на потолок.
Хотя сначала это привело к проблеме, поскольку комната под весом крови начала произвольно переворачиваться. В конце концов, они это поняли, и конечный результат получился великолепно.
7. Улицы в огне в фильме "День независимости" (Independence Day)
Фильм "День независимости" 1996 года сегодня, как правило, является объектом многочисленных шуток больше, чем предметом разговоров о чуде визуальных эффектов, однако команда, которая сняла этот фильм, сделала революционную работу для своего времени. Это был 1996 год, и компьютерная графика уже была, но ещё не настолько хороша, как спустя 20 лет.
Для того чтобы кадры разрушения всего города происходили и выглядели правдоподобно, режиссёр Роланд Эммерих (Roland Emmerich) и его команда построили масштабную модель Нью-Йорка. После этого следующим большим препятствием было то, как бы поэффектнее уничтожить Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building) и сделать так, чтобы разрушающая стена огня катилась по улице, сжигая всё на своём пути.
Для этого они перевернули модель Нью-Йорка на бок, вертикально, создав то, что они назвали "смертельной трубой". Пиропатроны взрывались в самом низу декорации, а камера снимала с вершины макета. В результате получился эффект, что огненная мощь стреляет горизонтально. Довольно простой, но очень эффектный трюк.
6. Волшебный хлеб в фильме "Звёздные войны: Пробуждение силы" (Star Wars: The Force Awakens)
Иногда нас больше всего развлекают мелочи, и для многих это были мелкие детали в фильме "Звёздные войны: Пробуждение силы". Да, они сделали масштабные модели, использовали куклы и аниматронику, и в значительной степени на протяжении всего фильма опирались на реальные эффекты, в том числе и в сцене с "мгновенным" хлебом!
"Я буду известен по "Звёздным войнам" исключительно благодаря этому хлебу! – сказал, смеясь, Нил Сканлан (Neal Scanlan), один из руководителей команды по созданию визуальных спецэффектов фильма. – Это был небольшой трюк, который получился невероятно успешным, поэтому все подумали, что это CGI".
Сканлан продолжил раскрывать свои секреты создания этого хлеба. "Это было очень просто, – сказал он. – Мы слепили надувной хлеб, в сдутом виде поместили его под поверхностью жидкости, а затем стали медленно надувать его, одновременно выкачивая жидкость с помощью вакуумных насосов, тем самым создавая эффект появления и формирования хлеба".
5. Уничтожение всего в фильме "Терминатор 2: Судный день" (Terminator 2: Judgement Day)
К настоящему времени мы все хорошо знаем, как Джеймс Кэмерон (James Cameron) любил вставить некоторые спецэффекты в фильме "Терминатор 2: Судный день", как сгенерированные компьютером, так и реальные. В этом фильме были некоторые из самых удивительных спецэффектов из когда-либо сделанных, поэтому сложно выделить какой-то один эпизод, но мы сделали это.
Помните сцену уничтожения? Конечно же, помните. Сара Коннор смотрит, как на детской площадке играют дети, когда вдруг над Лос-Анджелесом взрывается атомная бомба, сжигая и уничтожая всё на своём пути: людей, транспорт, здания.
Сегодня это просто, но Терминатор-2 снимался в 1990-1991 гг. Чтобы тогда добиться реалистичного эффекта, съёмочная группа построила огромные масштабные модели автострад и зданий, а затем установили гигантские промышленные вентиляторы и сдули всё это прочь. Если вам представится возможность увидеть закулисье какого-то одного фильма, то выберите Терминатор-2. Вы не будете разочарованы.
4. Микрофотография в фильме "Фонтан" (The Fountain)
Фильм "Фонтан" Даррена Аронофски (Darren Aronofsky) преступно недооценён в киноиндустрии, поскольку это просто один из самых красиво снятых фильмов из когда-либо сделанных. По части визуальных эффектов существует несколько фильмов, которые могут с ним сравниться, и, возможно, наиболее удивительное в этом то, что съёмочная группа использовала компьютерные спецэффекты относительно мало.
Да, было компьютерное моделирование, использование слоёв, компоновка и так далее, но для создания почти всех кадров съёмочная группа пригласила микрофотографа Питера Паркса (Peter Parks), чтобы он снял почти все космические элементы в чашке Петри. Результат был волшебным, как объясняет Джереми Доусон (Jeremy Dawson), один из руководителей группы по созданию визуальных спецэффектов.
"Питер снял различные плавающие химические элементы и шаровидные частицы (в качестве звёздных полей), и у нас были варианты большего размера и плотности, которые вы обычно видите в фильмах про космос, – сказал Доусон. – Он использовал дрожжи и порошок карри, но что он ещё снимал, так никому и не говорит".
На вопрос о том, почему он пошёл по этому пути, Аронофски отвечает: "Я считаю, что это будет очень хорошо смотреться на протяжении довольно долгого времени, потому что это реальные частицы в реальном физическом пространстве. Это не похоже на технологию, которая обычно используется для таких спецэффектов, и, кроме того, если бы мы делали это с помощью CGI, на работу ушло бы от шести месяцев до года, не говоря уже о расходах".
3. Рефлексы Человека-паука
Вы знаете эту сцену. Мэри Джейн (Кирстен Данст (Kirsten Dunst)) роняет с подноса еду, никто не знает наверняка каким образом, но Питер Паркер (Тоби Магуайр (Tobey Maguire)) сначала удерживает её, а затем ловит всё содержимое подноса одно за другим. Всё сделано очень аккуратно, когда вы думаете, что это результат компьютерной графики, но когда вы узнаёте, что на самом деле всё было сделано Тоби Магуайром в режиме реального времени, это становится заметно.
Мы не совсем уверены, назвал ли Джон Дикстра (John Dykstra), руководитель команды по созданию спецэффектов в фильме "Человек-паук" (Spiderman), точное количество отснятых дублей, но в комментарии к DVD он сказал: "Следующий обман, где он ловит всё содержимое подноса, в том, что он на самом деле сделал это. Довольно хорошо. Со 156 дубля". Позже Кирстен Данст также вспомнила об этом эпизоде, сказав, что на него потребовался 16-часовой рабочий день, так что число 156 звучит довольно правдоподобно.
2. Цунами в фильме "Невозможное" (The Impossible)
Фильм режиссёра Хуана Антонио Байоны (Juan Antonio Bayona) "Невозможное" стал одним из тех фильмов, которые хорошо шли в кинотеатрах, но не попали в анналы истории кино. Сюжет фильма, история выживания после чудовищного цунами 2004 года в Индийском океане, просто напрашивается на использование трёхмерной компьютерной графики. Однако Байона решил не идти по этому пути.
"Одним из первых решений было не использовать сгенерированное компьютером изображение воды, потому что это было не только очень дорого, но и выглядело нереально, – сказал он. – Поэтому мы решили работать с реальной водой, что было своего рода настоящим безумством".
Они построили модель курорта в масштабе 1:3 в гигантской ёмкости для воды. "Мы поместили актёров в то, что выглядит, как гигантский цветочный горшок, и могли безопасно перемещать их по воде", – сказал Байона. Затем они дали воде волю, позволив посеять хаос на съёмочной площадке и среди актёров.
1. Вселенная в фильме "Древо жизни" (Tree of Life)
В прекрасном фильме Терренса Малика (Terrence Malick) "Древо жизни" есть продолжительный эпизод про вселенную, в котором показываются бесчисленные звёзды, галактики и другие впечатляющие планетарные визуальные эффекты. Казалось бы, сегодня это легко сделать с помощью компьютерной графики, но Малика не впечатлили увиденные им первоначальные макеты.
Он отправился к Дугласу Трамбуллу (Douglas Trumbull), мастеру по спецэффектам, который почти 30 лет назад ушёл из киноиндустрии. Трамбулл работал над фильмом "Космическая одиссея 2001 года". Он ответил Малику: "Почему бы не сделать это по-старому?"
Чтобы достичь таких невероятных кадров без компьютерной графики, Трамбулл приложил все свои знания и опыт. "Мы работали с химическими веществами, краской, флюоресцентными красителями, дымом, жидкостями, углекислым газом (CO2), сигнальными ракетами, летающими дисками, гидродинамикой, светографикой и высокоскоростной фотосъёмкой, чтобы увидеть, насколько они могут быть эффективными, – сказал он. – Это была безграничная свобода для исследований. Некоторое из того, что я обнаружил, чрезвычайно сложно увидеть в сегодняшнем кино. У Терри не было каких-либо устоявшихся представлений о том, как это всё должно выглядеть. Мы делали такие вещи, как наливали молоко через воронку в узкий жёлоб и снимали это высокоскоростной камерой и согнутыми линзами, осторожно освещая это и используя частоту кадров, чтобы всё это было похоже на нечто космическое, галактическое, огромное и эпическое".
Топ-10: Безумные сцены из фильмов, которые многие ошибочно считали результатом компьютерной графики
Переведено специально для BUGAGA.RU (оригинал)
Перепечатка статей разрешена только при наличии активной индексируемой ссылки на BUGAGA.RU