На днях в Екатеринбурге был представлен новый отечественный трамвай Russia One, произведённый на "Уралвагонозаводе". Трамвай является по-настоящему российским: разработка, дизайн, производство – всё сделано в России. Не российские только некоторые комплектующие – механизмы дверей и гармошка. Впрочем, в будущем планируется максимально избавиться от иностранных деталей.
Если серийный образец будет несильно отличаться от представленного, то за отечественные трамваи будет не стыдно. Первые серийные трамваи должны появиться уже этой осенью. Тогда же и будут начаты испытания. Серийный выпуск начнётся в начале 2015 года.
Трамвай будет производиться в нескольких модификациях: челночный тип (две головы) и обычный многосекционный с одной кабиной. Количество "голов" вагона влияет на количество мест для стояния и посадочных мест. В многосекционном вместимость больше, в нём также предусмотрены места для детских колясок, велосипедов и багажа на задней площадке. В двуглавом трамвае такие места есть тоже, однако конструктивно сделать таких площадок больше – возможности нет. Однако салон и так получился достаточно просторным. Подсветка в салонах светодиодная, и в зависимости от времени суток настроение в вагоне может меняться. Как и музыка: по утрам бодрая и энергичная, а по вечерам медленная и успокаивающая.
Деревянные части произведены из лёгкой многослойной фанеры, они покрыты антивандальным ламинатом. Поручни сделаны из лёгкого алюминия с антибактериальным медным покрытием. На полу — износостойкий линолеум.
Двери будут открываться по требованию. Привод очень плавный и бесшумный. Так называемое протаскивание и зажатие пассажира исключается благодаря трём системам: сенсоры, не дающие закрываться двери, если человек ещё не вышел, система, реагирующая на препятствие к закрытию двери, и система блокировки, не позволяющая трамваю начать движение с неплотно закрытой дверью.
Подножки сделаны из перфорированного алюминия. Планируется, что они будут с рекурперативным подогревом, питаемым от тяговых двигателей в момент торможения. То есть, когда трамвай будет тормозить, тягловые двигатели будут вырабатывать электричество, которое частично будет поступать в нагревательные элементы. Во время снежных зим, когда на подножках образуется наледь, это является большим плюсом.
Прорези на потолке для динамиков и кондиционеров. Все элементы дизайна в трамвае уникальны.
Обзор водителя в кабине — на 180 градусов. Конструкторы постарались снизить нижнюю "мёртвую зону" примерно на 10-15%, благодаря этому пешеходов, которые обходят трамвай спереди, будет видно гораздо лучше. У водителя будет розетка, чтобы он мог заряжать свой телефон.
Вместо зеркал в трамвае камеры, выводящие "картинку" на мониторы, находящиеся на лобовом стекле. Водитель говорит, что это не очень удобно, поскольку по плоской картинке камеры нельзя определить расстояние, а также менять угол обзора. Вполне возможно, что в серийных образцах будут обычные зеркала.
Новый российский трамвай может ехать до 50 километров на аккумуляторах, что позволяет его использовать в качестве пригородной электрички. Russia One получил от разработчиков шутливое название – "Айфон на рельсах". Производить его будут на дочернем предприятии "Уралвагонзавода" – "Уралтрансмаше".
Точная цена нового отечественного трамвая пока неизвестна, но приблизительно его стоимость будет в районе 1.000.000 евро. Аналогичный трёхсекционный трамвай от Pesa, курсирующий по Москве, например, стоит в два раза дороже – порядка 2.000.000 евро. Ещё один плюс: муниципалитеты будут иметь возможность покупать вагоны в лизинг, что положительно скажется на планировании. Первые новые российские трамваи должны появиться в Екатеринбурге, затем в Омске. Следующая на очереди Москва, а дальше – весь мир. "Уралвагонзавод" планирует завоевать Россию ближе к 2017-му году, когда многие города при подготовке к Чемпионату мира по футболу будут реконструировать свои транспортные системы.