Трамваи являются в Гонконге одним из самых старых видов общественного транспорта. Первая линия, по которой были запущены двухэтажные трамваи (double-decker tram), была построена в 1904-ом году. Кроме того, поездка на двухэтажном трамвае представляет собой самое дешёвое, но очень романтическое путешествие по городу
Гонконг является единственной страной с трамвайной системой, использующей только двухэтажные вагоны.
Двухэтажные трамваи на одной колёсной тележке имеют некоторые преимущества перед обычными трамваями: начиная от бóльшей вместимости (при прежней длине) и улучшения контроля оплаты проезда до улучшенной маневренности и динамики (по сравнению с сочленёнными трамваями-гармошками) и удобства пассажиров, имеющих больше посадочных мест.
Есть, конечно и некоторые минусы, среди которых бóльшее количество времени, затрачиваемое на загрузку и выгрузку пассажиров, более высокая стоимость эксплуатационных расходов (они имеют более сложную конструкцию), ограничение маршрутов из-за габаритов путепроводов, контактной сети и т.п.
Входят в трамвай через задние двери. Вход довольно тесный, так как у дверей установлены турникеты, считающие количество пассажиров. В инвалидной коляске в гонконгский трамвай просто не попадёшь.
Нижний этаж и лестница на верхний.
В нижнем салоне (довольно тесном) сидения размещены так, что пассажиры сидят лицом друг к другу, как в метро.
На втором, более просторном этаже всё иначе: в середине салона сидения размещены так, что пассажиры сидят по ходу движения, а на лестничных площадках стоят по две скамейки. Окна спереди и сзади опускаются, чтобы желающие могли без помех делать снимки или видео.
Выходят пассажиры через переднюю дверь. В пересчёте на российские деньги стоимость поездки – 10 рублей (5 рублей – для детей до 12лет и 4 рубля – для лиц старше 65 лет). Платить можно картой Octopus, или же наличными с помощью установленного специального автомата, НЕ выдающего сдачу.
Любой трамвайный маршрут проходит через центр города. Всего в Гонконге 6 линий, на которых работает порядка 160-ти трамваев. Вагоны с кондиционированием воздуха передвигаются только по 128-му маршруту, и то их всего несколько.
Практически все трамвайные остановки – островного типа, и тротуар почти не занимают. Каждая остановка освещена, а на крыше, помимо рекламы, указывается название остановки, чтобы те, кто сидит на верхнем этаже, могли видеть, где проезжают.
Подобные схемы, отображающие береговую линию острова (все маршруты курсируют вдоль бухты Виктория), главные городские объекты, паромы, станции метро, а также график работы маршрутов (примерно с 5.30 до полпервого ночи), висят на каждой остановке. Если отсканировать QR-код, то можно узнать, когда прибудут три ближайших трамвая, а также их номера.
Ширина тротуара, на котором установлена эта остановка – всего 1 метр: столбики со своеобразной крышей и рекламные баннеры, служащие стеной остановки. В настоящее время в Гонконге установлено всего 123 остановки трамвая.
В часы пик трамваи движутся с интервалом около полутора минут.
Бóльшая часть трамваев покрыта рекламой, которая их совсем не уродует.
Максимальная скорость трамваев – 40-50 км/час.
Помимо своей прямой транспортной функции, двухэтажные гонконгские трамваи также являются одной из главных достопримечательностей города.
Остановки находятся на небольшом друг от друга расстоянии – около 250-300 м. Средний ежедневный пассажиропоток 6-ти трамвайных маршрутов – 240 тысяч человек. Максимальная вместимость одного двухэтажного трамвая – 115 пассажиров.
Среди местных жителей даблдэкеры носят название "Динь-динь" ("DingDing"): по двойному звону колокольчика, сигнализирующего о приближении к остановке.
Поездка по ночному Гонконгу на втором этаже трамвая впечатляет (см. видео).
Теперь пару слов о гонконгских автобусах. В них не так интересно, как в трамваях, но зато гораздо удобнее. К тому же, они курсируют по всему городу. Преимущественно на маршрутах эксплуатируются двухэтажные автобусы, которые оборудованы кондиционерами. Расписание строго соблюдается на всех маршрутах, имеющих удобные остановки и единую систему оплаты за проезд. Вот так выглядит среднестатистическая большая автобусная остановка сразу для нескольких десятков маршрутов.
Чтобы тротуары не были блокированы пассажирами, они могут ждать своего автобуса в таких специально установленных "загончиках".
На некоторых остановках, предназначенных сразу для нескольких маршрутов, для очереди на определённый маршрут маркируются отдельные места ожидания.
Расписания автобусных маршрутов для туристов будут, скорее всего, непонятны. Чтобы в них разобраться, нужно, как минимум, знать номер своего маршрута и название остановки.
Входят пассажиры в автобус через переднюю дверь, оплачивают проезд здесь же. Проезд стоит дороже, чем на трамвае, и его стоимость зависит от длины маршрута. Кстати, по городу автобусы ездят на приличной скорости (в размещённом ниже видео это отчётливо видно).
В большинстве своём, места в автобусах сидячие, есть место и для закрепления инвалидной коляски. В салоне – бесплатный WiFi.
Выход находится напротив лестницы, ведущей на второй этаж.
На втором этаже во время поездки можно посмотреть телевизор. В салоне работает кондиционер. Всего по городу курсирует почти 600 маршрутов.
Двадцатиминутная поездка на втором этаже трамвая по ночному Гонконгу, ускоренная в 5 раз: