Во второй половине 19-го века при строительстве кораблей стали переходить от дерева к железу, а многие инженеры считали, что пришло время экспериментировать с новыми формами. Джон Элдер (John Elder), шотландский кораблестроитель, высказался за то, чтобы сделать корабль больше по ширине, что позволит ему перевозить более тяжелые и мощные орудия. Такая конструкция также будет иметь более мелкую посадку, и небольшого увеличения мощности будет достаточно, чтобы скорость достигла скорости обычного корабля. Эта концепция очень заинтересовала Андрея Александровича Попова, контр-адмирала Российского Императорского флота, но он довел идею до крайности, в результате чего получился один из самых любопытных когда-либо созданных кораблей.
Попов предложил корабль, ширина которого соответствовала его длине. У него не было прямых сторон. Другими словами, это был корабль с абсолютно круглым корпусом и плоским дном. Круг – это уникальная форма. Он охватывает максимальную площадь при минимальном периметре. Попов утверждал, что круглая конструкция обеспечит наибольшее водоизмещение (из-за большой площади), но при этом потребуется использовать меньше брони (из-за меньшей длины корпуса). Это означало, что корабль мог перевозить большие и более тяжелые орудия, при этом выставляя только часть своего корпуса для прямого обстрела. При попадании любого снаряда в корпус дальше от центра, основная часть удара была бы отражена. Плоское дно гарантировало, что киль расположен не слишком глубоко в воде, что позволяло судну перемещаться на мелководье Днепра и Керченского пролива. Это было замечательно.
Модель корабля построили и испытали в Балтийском море в Санкт-Петербурге в 1870 году. Корабль хорошо двигался, и испытание признали успешным. Когда о результатах испытания доложили царю Александру II, он приказал назвать круглые броненосцы «поповками» - уменьшительная форма от фамилии конструктора.
Фото: Zandcee/Wikimedia Commons
Уменьшенная модель корабля «Новгород» в Международном морском музее Гамбурга (Internationales Maritimes Museum Hamburg).
Скоро Попов и его помощники занялись разработкой кораблей различных конструкций и размеров. Генерал-адмирал хотел, чтобы самый большой корабль имел диаметр 46 метров и водоизмещение 6000 тонн, но, когда посчитали его стоимость, она превысила общий бюджет всей программы. Затем Попов спроектировал уменьшенную версию корабля диаметром 30 м и водоизмещением 2490 тонн. Корабль был вооружен двумя 28-см пушками, размещенными на вращающейся платформе в центре корабля. Шесть паровых двигателей, каждый из которых приводил в движение один винт, обеспечивали мощность, позволявшую кораблю двигаться со скромной скоростью около 6,5 узлов. Корабль назвали «Новогород» и спустили на воду в 1873 году.
Самой большой проблемой, связанной с круглой формой корпуса, стало то, что корабль было сложно разворачивать с помощью руля, на совершение одного полного круга уходило от 40 до 45 минут. Такой корабль был почти неуправляемым в сильный шторм. Тупая форма корпуса также увеличивала сопротивление, заставляя двигатели потреблять огромное количество угля, и в результате корабль мог развить максимальную скорость в 480 морских миль (890 км). Проблему с рулем решили, сделав его неподвижным и использовав вместо этого винты - разворачивая судно за счет снижения скорости.
Необычный корпус «Новгорода» породил множество мифов, самый распространенный из которых состоял в том, что, каждый раз, когда пушки корабля стреляли, в результате отдачи корабль бесконтрольно вращался вокруг своей оси, провоцируя головокружение у всех на борту.
Из-за невысокой скорости и плохой маневренности корабль «Новгород» и его брата чуть большего размера «Вице-адмирал Попов» перевели в ранг плавучих фортов для наблюдения за побережьем. Была предпринята попытка продать их Болгарии, но те отказались, и в 1911 году корабли отправили в утиль.
Фото: John Jordan
Строительство «Новгорода».
Фото: John Jordan
«Новгород» за несколько дней до спуска на воду.
Российские круглые военные корабли (4 фото)
Переведено специально для BUGAGA.RU (оригинал)
Перепечатка статей разрешена только при наличии активной индексируемой ссылки на BUGAGA.RU