Трагедия Titanic стала одной из самых запомнившихся морских катастроф в истории. Грандиозный роскошный корабль, который рекламировался как самый безопасный, перевозивший более двух тысяч пассажиров, многие из которых были богатыми и влиятельными членами общества, затонул во время своего первого рейса, что было невозможно даже вообразить. Гибель Titanic для многих стала подтверждением несовершенства всех наших достижений, а также тщетной попыткой науки одержать победу над природой.
Но Titanic был не первым затонувшим кораблем, принадлежавшим британской судоходной компании White Star Line, владевшей этим роскошным лайнером. Если вы посмотрите на историю White Star Line, вы увидите череду неудач, которые охватывали несколько десятилетий, вплоть до самой крупной трагедии, случившейся 14 апреля 1912 года.
Корабль RMS Olympic, один из трех одинаковых кораблей, построенных White Star Line, проходит морское испытание в 1911 году. Он принадлежал к тому же классу кораблей, что и печально известный RMS Titanic.
Еще в 19 веке компания White Star Line была одной из самых известных судоходных компаний, предоставляющих пассажирские и грузовые услуги, корабли которой курсировали между Великобританией и Соединенными Штатами, Канадой, Южной Африкой, Новой Зеландией и Австралией. В то время как ее конкуренты были озабочены главным образом скоростью, White Star Line заняла первое место, сосредоточившись на обеспечении приятного и комфортного путешествия через Северную Атлантику, которое пассажиры могли провести на борту одних из самых больших и роскошных кораблей в мире. Ставшее инновационным, судно Oceanic, спущенное на воду в 1870 году, с его «невероятными номерами и внешне великолепное», навсегда изменило конструкцию пассажирских лайнеров. Oceanic стал первым кораблем, в котором была канализация и электрические звонки для вызова стюардов в каюты первого класса. Большие иллюминаторы корабля пропускали больше света, а столовая была достаточно большой, чтобы вместить всех пассажиров первого класса одновременно. Современная пресса описывала судно как «имперскую яхту», которая сделала компанию White Star Line «законодателем комфортных путешествий в Северной Атлантике».
По мере того как репутация White Star Line крепла, ее корабли становились больше и богаче. Titanic и два его «родственника», Olympic и Britannic, должны были стать самыми большими и роскошными кораблями в Северной Атлантике. Каюты первого класса отличались роскошными интерьерами, где были отдельные ванные комнаты, большие и просторные обеденные залы, бассейны, турецкие бани, тренажерный зал и многие другие удобства. Даже пассажиры третьего класса могли путешествовать комфортно, разделяя частную каюту с соседями, в то время как на других океанских лайнерах того времени размещение таких пассажиров больше напоминало общежитие. После того, как Titanic затонул во время своего первого рейса, два оставшихся судна претерпели много изменений в том, что касалось безопасности. Прибыльным для компании оказался только Olympic, который нес свою службу в течение 24 лет, пока компания White Star не слилась со своим конкурентом, Cunard, чтобы сохранить бизнес во время Великой Депрессии 1930-х годов. Britannic был реквизирован британским правительством для обслуживания Первой Мировой Войны и использовался в качестве госпитального корабля. В 1916 году корабль подорвался на подводной мине в Средиземном море и затонул.
RMS Oceanic
White Star не всегда делала роскошные корабли. Когда в 1845 году судоходная компания возникла из пепла другой, в Австралии в разгаре была золотая лихорадка, и десятки тысяч старателей ежемесячно покидали Великобританию, отправляясь в эту страну на золотые месторождения. Владельцы White Star, Джон Пилкингтон (John Pilkington) и Генри Уилсон (Henry Wilson), решили обслуживать этот прибыльный маршрут в Австралию. Их флот первоначально состоял из девяти зафрахтованных парусников—скромных по размеру, но достаточно быстрых, чтобы совершить путешествие в Австралию чуть более чем за два месяца. Это впечатляющая скорость, учитывая, что стандартное путешествие из Великобритании в Австралию занимало около трех месяцев.
Tayleur был самым большим кораблем во флоте White Star. Он достигал 70 м в длину и весил 1750 тонн без груза, а на своем борту судно могло перевезти 4000 тонн груза.
19 января 1854 года Tayleur покинул порт Ливерпуля и отправился в Мельбурн в свой первый рейс, на его борту было 652 пассажира и членов экипажа. Судном командовал молодой капитан Джон Ноубл (John Noble), который, несмотря на то, что ему было всего 29 лет, был весьма опытным моряком.
RMS Tayleur
Конструкция судна была новой, и до его выхода в первое плавание судно не испытывали в открытом море, поэтому у Ноубла не было возможности оценить маневренность корабля. Но, взглянув на мачту корабля и рули, он понял, что для безопасного путешествия ему потребуется удача и весь накопленный опыт. Ноубл заметил, что три корабельные мачты располагались дальше друг от друга, чем обычно, что, по его справедливому предположению, делало корабль нестабильным и непослушным в управлении. Он также обнаружил, что рули слишком малы для корабля такого размера. Но больше всего его тревожили три корабельных компаса, каждый из которых давал разные показания, поскольку железный корпус корабля мешал их работе.
Несмотря на такие серьезные недостатки, Ноубл отправился в плавание, потому что ожидания общественности от корабля были слишком высокими, чтобы работодатель мог их игнорировать. Последствия неисправности компасов проявились вскоре после выхода из порта. Ноубл направил корабль на юг, как он полагал, но вместо этого корабль направился на запад, в Ирландию. Погода была влажной и пасмурной, и штурман корабля не смог разглядеть звезды и исправить ошибку. Два дня спустя Tayleur попал в шторм, и Ноубл наблюдал, как паруса «пугающе трепещут и бьются». Между тем, веревки, управляющие парусом, не были натянуты должным образом, поэтому они ослабли, что сделало управление парусами практически невозможным. Ноубл попытался определить свое положение по солнцу, но было слишком туманно.
Утром 21 января один из моряков увидел прямо по курсу землю. Капитан Ноубл попытался отвести корабль от острых скал, но, как он и опасался, руль был слишком мал, чтобы развернуть корабль. В отчаянии Ноубл приказал команде бросить якоря в надежде, что это замедлит ход корабля, но цепи разорвались, и судно помчалось вперед к острову Ламбей (Lambay), примерно в 8 километрах от Дублинского залива, где разбилось о скалы.
Когда корабль начал медленно тонуть, пассажиры отчаянно пытались выбраться с него, но первая же спущенная шлюпка разбилась о скалы. Некоторые люди смогли спрыгнуть на землю и скрылись. Другие раскачивались на веревках и таким образом приземлялись на берег. Капитан Ноубл прождал на борту до последней минуты, затем спрыгнул на берег и был спасен одним из пассажиров. Из более чем 650 человек, находившихся на борту, выжили только 280. Из 100 женщин выжили только три. Детей постигла та же участь. Из 70 детей, находившихся на борту, выжили только трое.
Многие провели параллель между гибелью Tayleur и гибелью Titanic. Оба корабля принадлежали компании White Star, и оба отправились в свое первое плавание.
Затонувший корабль Tayleur все еще можно увидеть у берегов острова Ламбай, где он затонул на глубине 17 метров. Среди ржавых обломков есть значительная часть корпуса, боковые панели, вспомогательный двигатель и нижняя мачта. В 1950-х годах, после того, как обломки были обнаружены, удалось поднять несколько деревянных предметов и немного посуды. Сейчас все это выставлено в Ньюбридж-Хаусе (Newbridge House), Донабейт (Donabate).
Корабль RMS Tayleur – еще один Titanic (3 фото)
Переведено специально для BUGAGA.RU (оригинал)
Перепечатка статей разрешена только при наличии активной индексируемой ссылки на BUGAGA.RU