Топ-10: самые известные метеоритные атаки Земли

Метеор – это явление, происходящее при сгорании попавших в атмосферу Земли мелких космических тел, например, астероидов или осколков комет. Метеориты – это тела, успевшие долететь до поверхности планеты, прежде чем они полностью сгорят в атмосфере. За последние сто лет знания человека о Вселенной возросли во много раз, в сравнении с предыдущими веками, и нам все чаще удается не только засвидетельствовать эти «падающие звезды», но и узнать об их природе и истории. Это всегда завораживающее зрелище, а иногда и очень опасное.

10. Массовое вымирание

Фото: Wikimedia

В районе побережья Юкатанского полуострова в глубинах Мексиканского залива лежат останки одного из самых судьбоносных и известных метеоритов в истории нашей планеты. Чиксулубский кратер, 125-метровая дыра – это все, что осталось от метеорита, ответственного за величайшее массовое вымирание в истории Земли.

Примерно 66 миллионов лет тому назад на Землю рухнул астероид диаметром 10 километров. Столкновение было настолько мощным, что спровоцировало лесные пожары на сотни километров от эпицентра взрыва. В воздух выделилось так много серы, пепла и другого рода осколочного и взрывного материала, что небо заволокло плотной пеленой, полностью скрывшей Солнце. Несколько месяцев Земля находилась во тьме, а потом наступила неожиданная зима, навсегда изменившая историю планеты.

75% всего живого на Земле (включая такой доминирующий вид, как динозавры) вымерло во время этого периода мерзлоты. Млекопитающие пережили это апокалипсическое происшествие только благодаря своим скромным размерам и теплокровности. После удара метеорита много видов крупных хищников не выжило, что подвигло эволюцию к стремительному скачку в развитии всех млекопитающих, существующих и до сих пор.

9. Мекка

Фото: Wikimedia

Каждый год мусульмане со всего мира отправляются в паломничество к городу Мекка, Саудовская Аравия. В этом древнем городе находится Кааба, самая почитаемая святыня исламского мира. И хотя никто не знает, сколько лет этому храму, мусульмане полагают, что его построил библейский пророк Авраам. Возможно, только камень, находящийся в основании одного из углов этого строения, сможет пролить свет на истинный возраст ритуального храма.

Покрытый серебром и находящийся в восточном угле Каабы, этот кусок породы называют Черным камнем. Мусульманская традиция гласит, что этот камень упал с небес, чтобы явить Адаму и Еве, где построить алтарь для поклонения и жертвоприношений. Из-за его статуса святой реликвии, провести тесты над камнем невозможно. Но запрет не останавливает ученых от выдвижения целого ряда версий о происхождении камня. Геологические улики и кратеры, расположенные неподалеку от Каабы, дают основания предполагать, что Черный камень – древний метеорит. Возможно, что одни из первых поселенцев в этом регионе лично видели падение метеорита и уверовали, что это послание с Небес от самого Аллаха.

8. Кинжал царя Тутанхамона

Фото: nydailynews.com

Юный фараон, царь Тутанхамон и место его захоронения привлекают внимание и воспаляют воображение людей с его открытия в 1922 году. Спустя 3 года после обнаружения гробницы, у мумии все еще были свои секреты. Ученые, изучавшие останки царственного египтянина, обнаружили под бинтами два кинжала. Золотой кинжал был обнаружен рядом с животом мальчика, а железный рядом с бедром. Последний привлек особое внимание историков, поскольку железо было крайне редким металлом для Бронзовой эпохи, во время которой жил молодой царь, умер и был захоронен.

Дальнейшие исследования клинка, сделанного из никеля, железа и кобальта, навели ученых на мысль о том, что лезвие кинжала внеземного происхождения. Исследователи пришли к единогласному мнению, что оружие было выковано из метеорита, найденного в числе 11 других осколков небесных тел во времена Египетского королевства и правления Тутанхамона. Редкость и ценность такого кинжала означали, что его использовали только в церемониальных целях, не прикасаясь к нему для будничных нужд.

7. Нордлинген

Фото: Wikimedia

Если смотреть сверху из самолета с высоты птичьего полета, немецкий средневековой городок Нордлинген по форме похож на идеальный круг. Он один из немногих городов в стране, который до сих пор сохранил древние крепостные стены вокруг своего поселения. Причине округлой формы Нордлингена уже миллионы лет, в то время как сам город был основан лишь в 9 веке нашей эры.

Уникальным этот городок делает то, что он расположился прямо в кратере от метеорита, упавшего сюда 14.5 миллионов лет тому назад. Диаметр кратера – 25 километров. Диаметр метеорита, оставившего такую внушительную вмятину, предположительно 1 километр. Средневековые основатели сочли самым удобным местом для возведения защитных стен города края огромной ямы, образовавшейся здесь после столкновения Земли с космическим телом. Осколки метеорита можно обнаружить в прямом смысле в кладке стен Нордлингена.

Вплоть до 1960-х годов ученые полагали, что поселение было основано в кратере вулкана, но впоследствии в крепостных стенах и фасаде кафедрального собора были обнаружены микроскопические алмазы. Эти частички драгоценной породы оказались слишком маленькими, чтобы представлять собой какую-либо коммерческую ценность, но стали свидетельством того, что город основан на месте падения метеорита, рухнувшего на нашу планету еще до появления здесь людей.

6. Энсисхейм, Франция 1492 год

Фото: Wikimedia

Всего спустя три месяца после того, как Колумб впервые ступил на землю Нового света, во французскую деревушку Энсисхейм заявился необычный визитер. 127-килограммовый гость приземлился прямо на поле рядом с селением. Считается, что Энсисхеймский метеорит – самый старый в мире метеорит, практически целиком сохранившийся при падении. И хотя его приземление видел только один единственный мальчик, этот небесный осколок стал всеобщей знаменитостью всего за одну ночь.

Люди спешили сюда со всех концов страны, чтобы взять себе кусочек породы на память, пока церковные власти не заявили его своей собственностью и не заковали метеорит в стенах Энсисхеймского собора. Осколки были переданы Императору и Папе Римскому. Об этом камне были написаны целые песни и истории, и многие считали упавшую звезду не то благословением, не то проклятием самого Бога. С 15 века метеорит стал настоящим символом и предметом гордости для городка Энсисхейм, и никогда не покидал его.

5. Безымянный монах, Тортона, Италия 1677

Фото: Wikimedia

Пока жители Энсисхейма любят и гордятся своим метеоритом, не все люди испытывают такие же теплые чувства к этим небесным гостям. Согласно летописям 1677 года в Тортоне, Италия, метеоритом был убит безымянный монах. Монах упал замертво прямо во дворе монастыря Святой Марии после того, как что-то летящее прямо с неба ударило его по голове. Все монахи сбежались к павшему товарищу, чтобы выяснить, что произошло, и осмотреть голову мертвеца.

Как пишет один из очевидцев, влекомый любопытством, монахи раздвинули щель в голове бедняги, чтобы заглянуть внутрь, и обнаружили в кости нечто необычное. В самой глубине раны послушники нашли камень округлой формы, убивший монаха одинаково внезапным и ужасным образом. Если верить этим записям, в 1677 году произошел первый и пока последний зафиксированный документально случай смерти человека от метеорита.

4. Марк Твен и комета Галлея

Фото: NASA

Речь сейчас пойдет не о метеорите. Она никогда не долетала до поверхности Земли, но комета Галлея все же заслуживает нашего внимания за свои тесные связи со знаменитой исторической личностью. Комета в первую очередь знаменита тем, что ее легко увидеть и просто предсказать. После оборота вокруг Солнца и полета почти до планеты Нептун, комета Галлея появляется в поле нашего зрения раз в 75 или 76 лет, украшая небо ярким хвостом. Можно сказать, что увидеть ее раз в жизни – большая удача.

Знаменитый писатель Марк Твен был настолько везунчиком, что его годы жизни попали на целых два появления кометы, но всякий раз он был слишком занят для того, чтобы посмотреть в небо. Первый раз писатель пропустил комету Галлея в 1835 году, когда его как раз рожали. С тех пор он считал себя человеком, словно магическим образом связанным с этой кометой. Недаром он писал: «Я появился на свет вместе кометой Галлея… И она возвращается… И я рассчитываю уйти вместе с ней… Всемогущий, вне всяких сомнений, сказал бы, что эта парочка необъяснимых уродцев и чудаков вместе пришла и вместе должна уйти».

Но Марк Твен и не подозревал, насколько точным оказалось его предсказание. В апреле 1910 года комета вновь вернулась на небосвод Земли, и Марк Твен тихо покинул нас вместе с ней.

3. Тунгусский феномен

Фото: Wikimedia

Тунгусский феномен, произошедший в Сибири 30 июня 1908 года, - самое задокументированное столкновение метеорита с Землей в современной истории человечества. Ровно, как и одно из самых загадочных… Примерно в 7 часов утра в нескольких сотнях километров от центра взрыва были выбиты все окна, на территории свыше 2000 километров обуглились и повалились все деревья и в округе погибли сотни местных оленей. Бесчисленное множество свидетелей заметили яркий свет и почувствовали жар от взрыва, который дошел до самой Азии. Мощность взрыва от удара была равна 185 бомбам, сброшенным на Хиросиму во время Второй мировой войны. Единственное, что так и не было найдено, - это сам метеорит. Местные власти не могут выяснить причину взрыва уже много лет.

И хотя по счастливой случайности человеческих жертв не оказалось, некоторые сибиряки все еще склоняются к тому, что произошедшее было наказанием древнего славянского божества. Следуя за обгоревшими деревьями, ученые натолкнулись на еще большую загадку, обнаружив, что в эпицентре взрыва нет никакого кратера. В центре феномена все еще стоят деревья, но их стволы полностью обожжены и очищены от ветвей и коры.

И пока споры по поводу точной причины взрыва все еще не прекращаются, ученые из НАСА и других авторитетных организаций пришли к выводу, что метеор предположительно диаметром в 36 метров вошел в земную атмосферу над Сибирью и взорвался в воздухе. Согласно версии ученых, метеор полностью сгорел в атмосфере, прежде чем достиг земли, что и объясняет отсутствие кратера и каких-либо других доказательств существования метеорита.

2. Энн Ходжес (Ann Hodges)

Фото: National Geographic

30 ноября 1954 года стал не самым приятным днем в жизни 34-летней Энн Ходжес из Алабамы. День был таким скучным, что женщина решила вздремнуть на своем диванчике, о чем она вскоре чуть было не пожалела. Как только Энн уснула, 4-килограммовый камень влетел через крышу дома в ее комнату, срикошетил от радио и попал в бедро спящей американки.

Проснувшаяся в недоумении и от боли, Ходжес обнаружила посреди своей комнаты метеорит. К счастью, женщина отделалась только испугом и хорошим синяком, а заодно стала первым человеком в современной истории, которого ударил метеорит. Энн стремительно прославилась, и ее жизнь стала еще более шумной из-за многолетней тяжбы за права обладания метеоритом. Его отобрали местные власти, что породило вопросы о том, может ли принадлежать внеземной объект правительству, на чью землю он упал, или же «упавшая звезда» по старому закону принадлежит тому, кто ее нашел. В итоге Ходжес выиграла дело, а позже метеорит был пожертвован местному музею.

1. Олимпийские игры в Сочи

Фото: Alex Alishevskikh

Пожалуй, это самый недавний и лучше всего описанный случай падения метеорита в истории человечества. Речь идет о 20-метровом астероиде, взорвавшемся в Челябинске в феврале 2013 года. Взрыв был равен 500 килотоннам тротила. Ударная волна посбивала людей с ног, выбив стекла ближайших зданий и разрушив крыши на расстоянии в 48 километров. Свыше 1200 человек были госпитализированы, большинство из них получило свои травмы именно от разбитых окон. По оценкам ученых по округе разлетелось от 4 до 6 тонн метеоритных осколков, а самый крупный кусок камня упал в близлежащее озеро.

Когда российские власти извлекли из озера челябинский метеорит для дальнейших исследований, они решили воспользоваться его славой на благо. По случайности метеоритный удар произошел накануне Олимпийских игр в Сочи, что не так уж и недалеко от Челябинска. Десять из золотых медалей, которые вручали призерам спортивных состязаний, были инкрустированы осколками метеорита. Лучшие атлеты планеты в прямом смысле этого слова получили награды из другого мира.