По подсчётам учёных, на дне океанов по всему миру разбросаны около трёх миллионов обломков кораблекрушений, некоторым из которых тысячи лет. Впечатляет даже число известных нам затонувших кораблей. Например, веб-сайт Wrecksite.eu содержал записи более чем 148 000 обломков кораблекрушений на момент написания этой статьи. Большое количество обломков кораблекрушений являются исторически значимыми и охраняются в соответствии с подводным культурным наследием ЮНЕСКО. Многие из них заброшены и остаются либо погруженными под воду, либо на отмели недалеко от пляжей, иногда изящно лежа, иногда нет, сгнивая благодаря элементам природы. Некоторые из них превратились в туристические достопримечательности из-за многочисленных видов, идеальных для фотографирования, которые можно найти поблизости от них.
Самым последним кораблекрушением, которое приобрело большое внимание средств массовой информации, была «Costa Concordia», которая опрокинулась в водах вблизи острова Джильо (Isola del Giglio), на западном побережье Италии, в январе 2012 года. Перевернутый корабль привлёк тысячи любопытных туристов в этот район. Спасательные работы были начаты в середине 2013 года и идут до сих пор, и вскоре корабль отбуксируют из бухты.
Ниже представлены одни из самых впечатляющих обломков кораблекрушения, которые стоит посетить, пока они всё ещё находятся на своём месте.
«World Discoverer»
«MS World Discoverer» был круизным судном, построенным в 1974 году. Судно совершало периодические плавания в Антарктические полярные области, чтобы позволить пассажирам понаблюдать за движением плавающих льдин. Это было судно с двойным корпусом, что обеспечивало защиту в случае небольших столкновений. Однако камень, который пробил корпус 30 апреля 2000 года, был большим, не отмеченным на карте рифом на Соломоновых Островах (Solomon Islands). После того, как пассажиры были благополучно отправлены паромом, капитан направил корабль в бухту Родерик (Roderick Bay) и посадил его на мель, чтобы избежать затопления. К тому времени как спасательные компании добрались до него, корабль был разграблен местными жителями. «The World Discoverer» до сих пор остаётся в бухте Родерик на острове Нггела (Nggela Island) лёжа под углом в 46°.
«Mediterranean Sky»
«Mediterranean Sky» изначально назывался «City of York», когда его построили в 1952 году в Ньюкасле (Newcastle), Англия. Круизный лайнер отплыл из Лондона в ноябре 1953 года и был в эксплуатации, пока его не продали в 1971 году, когда он стал «Mediterranean Sky». Его последний рейс был сделан в августе 1996 года, когда он отплыл из города Бриндизи (Brindisi) в город Патры (Patras).
Из-за финансового положения компании, «Mediterranean Sky» был арестован в 1997 году, будучи в Патрах. Через два года его отбуксировали в залив Элевсин (Eleusus Gulf) в Греции, где судно лежало заброшенным. В конце 2002 года корабль начал набирать воду и наклоняться. Для того чтобы остановить его погружение, его отбуксировали на мелководье и посадили на мель. В январе 2003 года «Mediterranean Sky» завалился на бок, где он и остаётся в ожидании своей судьбы.
«MV Captayannis»
«Captayannis» был греческим судном, перевозившим сахар, которое затонуло в реке Клайд (River Clyde) в Шотландии в 1974 году после столкновения с танкером «ВР» во время сильного шторма, который прошёлся по всему западному побережью. Танкер не пострадал, но его якорные цепи продырявили «Captayannis», позволив воде накапливаться в судне. Капитан «Captayannis» попытался вывести судно на мелководье на песчаную отмель, направив в подходящее место, где оно крепко застряло. Корабль перевернулся на следующее утро, и лежит там до сих пор. Большинство, если не все его ценные металлы и части обшивки были украдены мародёрами, в результате чего остался лишь остов надпалубных сооружений.
Несмотря на то, что корабль лежит после крушения в относительно мелких водах, попыток спасти его или увезти на металлолом, никогда не предпринималось, а всё потому, что такие вопросы, как права собственности и страхования никогда не были удовлетворительно разрешены. Со временем «Captayannis» стал домом для морской жизни и птиц. Теперь это судно известно многим местным жителям просто как «сахарная лодка».
«Америка» (SS America)
«Америка» был океанским лайнером, построенным в 1940 году. После долгой карьеры, продолжавшейся в течение более пятидесяти лет, лайнер был продан в 1993 году с намерением быть переоборудованным, чтобы стать пятизвездочной гостиницей-кораблём в провинции Пхукет (Phuket), в Таиланде. Именно в это время судно было переименовано в «Звезду Америки», хотя оно так никогда и не плавало под своим новым именем. Корабль был отбуксирован из Греции к Атлантике, чтобы быть переоборудованным, а через сто дней корабль вместе с украинским буксирным судном попал в грозу. Буксирные тросы лопнули, и все попытки прикрепить аварийные буксирные тросы оказались безуспешными. Экипаж на борту «Звезды Америки» был спасён вертолетом, но корабль остался дрейфовать. 18 января корабль сел на мель у западного побережья острова Фуэртевентура (Fuerteventura) на Канарских островах.
В течение первых 48 часов после того, как корабль сел на мель, сильный прибой Атлантики разломал корабль на две части непосредственно за вторым дымоходом. Кормовая часть полностью рухнула в порт и затонула в 1996 году, в то время как нос остался нетронутым. В ноябре 2005 года сторона носовой части, обращённая к порту, рухнула и начал ломаться корпус корабля. К 2007 году весь корабль рухнул и упал в море. С тех пор, то немногое, что осталось постепенно исчезает под волнами. По состоянию на март 2013 года, обломки крушения видны только во время отлива.
Обломки кораблекрушения «Звезды Америки» по состоянию на июль 2004 года.
Ухудшение состояния останков «Звезды Америки» в период между 2005 и 2007 годами. Кормовая часть отломалась и затонула в 1996 году, оставив только носовую часть на песчаной отмели. С того времени корабль ещё сильнее наклонился в сторону порта, и дымоход отсоединился и затонул.
Димитриос (Dimitrios)
«Димитриос» (ранее называвшийся Клинтхольм (Klintholm)), представляет собой небольшой, 67-метровый грузовой корабль, построенный в 1950 году, который 23 декабря 1981 года сел на мель на пляже Валтаки (Valtaki) в префектуре Лакония (Laconia) в Греции.
О происхождении корабля и о том, как он оказался на мели, на пляже ходит много слухов. Большинство людей рассказывают, что это судно использовалось для контрабанды сигарет между Турцией и Италией. Оно было конфисковано портовыми властями города Гитейо (Gythio), а затем преднамеренно отпущено из порта и оставлено дрейфовать на море, впоследствии оказавшись у берега пляжа Валтаки, примерно в 5 километрах от порта Гитейо. Затем его подожгли, чтобы скрыть свидетельства контрабанды сигарет.
Однако согласно книге, написанной Почетным Главой Греческой береговой охраны (Honorary Chief of the Hellenic Coast Guard), вице-адмиралом Христосом Нтунис (Vice Admiral Christos Ntounis), кораблю пришлось причалить в порту Гитейо 4 декабря 1980 года из-за чрезвычайной ситуации, потому что его капитану потребовался доступ в больницу из-за тяжёлой болезни. После причаливания корабля, с экипажем возникли финансовые проблемы, кроме того появились различные проблемы с двигателем, и это в совокупности со страховыми мерами, введёнными различными кредиторами. После этого экипаж был уволен, а корабль был пришвартован боком в порту Гитейо, где он и оставался до июня 1981 года, когда он был объявлен небезопасным.
Корабль смещался со своей позиции и уносился в море много раз, прежде чем его посадили на мель на его нынешнем месте на пляже Валтаки. Корабль остаётся заброшенным, и никаких попыток его восстановить предпринято не было.
Olympiс
«Olympic» был коммерческим кораблём, выведенным, по-видимому, пиратами, на мель у берега недалеко от города Катапола (Katapola), на острове Аморгос (Amorgos) в Греции, в 1979 году, когда он был на пути из Кипра в Грецию. После неудачной попытки вытащить судно из залива, оно было заброшено там и стало одной из самых популярных достопримечательностей острова Аморгос.
BOS 400
BOS 400 является французской баржей, которая села на мель в заливе Маори (Maori Bay) в Южной Африке, во время её буксировки российским буксирным судном 26 июня 1994 года. На тот момент, когда буксировочные тросы лопнули и судно ударилось о камни во время бури, BOS 400 был самым большим плавучим краном в Африке. Будучи баржей без основных собственных двигателей, она всегда буксировалась туда, где она должна была работать в мире.
Буксир был зафрахтован для буксировки BOS 400 из Республики Конго в Кейптаун, Южная Африка. Буксирный трос лопнул во время шторма и из-за чего судно село на мель у Дуикер Пойнт (Duiker Point) вблизи залива Сэнди (Sandy Bay), где баржа и лежит до сих пор. Несмотря на несколько попыток буксировки, баржа, потерпевшая кораблекрушение, считается полной потерей, так как спасатели не смогли спасти практически ничего с места крушения.
La Famille Express
Обломки кораблекрушения «La Famille Express» лежат в южных водах Прово (Provo) на островах Теркс и Кайкос (Turks and Caicos Islands), в Карибском море. Корабль был построен в 1952 году в Польше и большую часть свой службы он провёл в составе военно-морских сил СССР как «Форт Шевченко», до 1999 года, когда его продали и переименовали в «La Famille Express». Обстоятельства крушения точно не известны, за исключением того, что корабль сел на мель во время урагана Фрэнсис (Hurricane Frances) в 2004 году. Никто до сих пор не спас корабль и многие его части стали жертвами грабителей. В настоящий момент судно является важной местной достопримечательностью для привлечения туристов, приезжающих в эту область.
HMAS Protector
«HMAS Protector» был большим канонерским судном с низкими надстройками и заваливающимися мачтами и трубами для прохода под мостами, купленным правительством Южной Австралии в 1884 году, с целью защиты местной береговой линии от возможных атак в период после «русской паники» 1870-х годов. Оно прибыло в Аделаиду (Adelaide) в сентябре 1884 года и впоследствии использовалось во время Ихэтуаньского или Боксёрского восстания (Boxer Rebellion), Первой мировой войны и Второй мировой войны. В июле 1943 года Protector был реквизирован для военной службы в армии США. По пути в Новую Гвинею, у города Гладстон (Gladstone), судно было повреждено в столкновении с буксиром и заброшено. Впоследствии корпус был доставлен на остров Херон (Heron Island) у побережья Квинсленда (Queensland), а затем был затоплен для использования в качестве волнореза. Его ржавеющие обломки видны и по сей день.
Evangelia
«Evangelia» было торговым судном, построенным той же верфью, которая построила Титаник. Оно было спущено на воду 28 мая 1942 года под именем «Сила Империи» (Empire Strength). Позже судно переименовали в «Звезду Шотландии» (Saxon Star), «Redbrook» и в конечном итоге в «Evangelia».
В 1968 году, во время ночи густого тумана, «Evangelia» подплыла невероятно близко к береговой линии и села на мель у береговой линии около Костинешть (Costinesti). Некоторые говорят, что «Evangelia» была преднамеренно разбит владельцем, чтобы он мог получить деньги по страховке. Гипотеза подтверждается тем фактом, что во время этой катастрофы, несмотря на плотность тумана, море было невероятно спокойным. Кроме того, практически всё парусное оборудование работало отлично.
SS Maheno
«СС Maheno» является самым известным кораблём, потерпевшим крушение на острове Фрейзер (Fraser Island), в Австралии, и уже стал местной достопримечательностью. «СС Maheno», построенный в 1905 году, был одним из первых турбинных пароходов. Он курсировал по регулярному маршруту между Сиднеем и Оклендом, пока он не был переоборудован в госпитальное судно в Европе во время Первой мировой войны.
В 1935 году он и корабль аналогичного типа «Oonah» были проданы в Японию на металлолом. В то время как их буксировали в Японии, судно попало в серьёзный циклон, и буксирный трос лопнул. Попытки прикрепить буксирный трос в бурном море провалились, и «Maheno», с восемью человеками на борту, отплыл прочь и исчез. Корабль был, наконец, найден через 3 дня, севшим на мель недалеко от берега острова Фрейзер, с экипажем корабля, разбившим лагерь на берегу. Впоследствии с судна был удалён весь инвентарь, но попытки снять его с мели не удались, и в конце концов корабль на мели был выставлен на продажу, но не нашёл никаких покупателей. С тех пор, большая часть судна была либо уничтожена или сгнила, и видимый остов корабля сильно проржавел.
Santa Maria
«Santa Maria» было испанским грузовым судном, перевозившим внушительное количество подарков от испанского правительства Франсиско Франко (Francisco Franco), которые должны были попасть в руки тех, кто поддержал его во время экономического кризиса, через который прошла Испания. На борту были спортивные автомобили, продовольствие, медикаменты, машины, одежда, фарфор, напитки и тому подобное. 1 сентября 1968 года корабль проходил мимо островов Кабо-Верде (Cape Verde) по пути в Бразилию и Аргентину, когда он сел на мель. После того, как местный буксир безуспешно попытался спасти судно, оно было там заброшено, но не раньше, чем все драгоценные грузы были тщательно удалены. Обломки «Santa Maria» с тех пор стали символом островов Боавишта (Boa Vista) и Кабо-Верде.