Самураи – это легендарные воины и, пожалуй, самый известный класс людей в древней Японии. Они были благородными бойцами, которые сражались со злом (и друг с другом), вооружённые мечами и закованные в пугающую броню, следуя строгому моральному кодексу, который стоял во главе всей их жизни.
По крайней мере, таково общепринятое представление о них. На самом деле, самураи были гораздо более многогранными и интересными…
10. Женщины «Самураи»
В то время как «самурай» это чисто мужской термин, в японском социальном классе, именуемом буши (bushi), в том, откуда происходили самураи, были женщины получавшие образование в сфере боевых искусств и стратегии наравне с мужчинами. Этих женщин называли Онна-бугэйся (Onna-Bugeisha), и они участвовали в сражениях наряду со своими коллегами мужского пола. Их излюбленным оружием обычно была нагината (naginata), копьё с изогнутым, похожим на меч лезвием, которое была практичным, многофункциональным и относительно лёгким.
Из-за того, что в исторических текстах было относительно мало упоминаний об этих воительницах (традиционная роль японских дворянок заключалась в хранении семейного очага), мы привыкли полагать, что они были всего лишь крошечным меньшинством. Тем не менее, последние исследования показывают, что японские женщины участвовали в боях намного чаще, чем нам сообщают книги по истории. Когда человеческие останки, найденные на месте битвы Сенбон Матсубару (Senbon Matsubaru), произошедшей в 1580 году, были подвергнуты тесту ДНК, 35 из 105 тел были женскими. Исследования на других местах раскопок дали аналогичные результаты.
9. Броня
Самым странным в самураях, вероятно, является их странно выглядящая, богато украшенная броня. Однако стоит отметить, что каждая её часть была функциональной. Броня самураев, в отличие от доспехов европейских рыцарей, всегда создавалась с учётом мобильности. Хорошая броня должна была быть прочной, но и достаточно гибкой, чтобы позволить своему владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из лакированных пластин кожи или металла, тщательно связанных друг с другом шнурками из кожи или шелка. Руки были защищены большими, прямоугольными наплечными щитами и лёгкими, бронированными рукавами. Правая рука часто была без рукава для обеспечения возможности максимально лёгкого движения.
Самой странной и самой непонятной частью брони был шлем Кабуто (kabuto), который также играл свою роль. Его чашеобразная часть была сделана из соединённых заклёпками металлических пластин, в то время как лицо и лоб были защищены доспехами, которые привязывались за головой и под шлемом. Самой известной особенностью шлема является подшлемник как у Дарт Вейдера (дизайн шлема Дарта Вейдера был на самом деле навеян шлемом самураев). Он защищал владельца от ударов стрел и мечей, наносимых со всех углов. На многих шлемах также были украшения и присоединяемые части, в том числе усатые, демонические маски Менгу, которые защищали лицо владельца и пугали врага. Кожаная кепка, носимая под шлемом, обеспечивала крайне необходимую подкладку.
Хотя с течением времени броня самураев претерпела значительные изменения, её внешний вид всегда оставался достаточно похожим для неопытного глаза. Она была настолько хорошо сделанной и эффективной, что армия США на самом деле основала первые современные бронежилеты на дизайне брони самураев.
8. Гомосексуализм
Не многие знают о том, что самураи были очень раскрепощёнными, когда дело доходило до сексуальных отношений. Так же, как и спартанцы, ещё одна культура воинов, самураи не только принимали присутствие однополых отношения в своей культуре, но и активно поощряли их. Эти отношения, как правило, образовывались между опытными самураями и начинающими, молодыми людьми, которых они тренировали (опять же, очень похоже на культуру спартанцев). Эта практика была известна как вакашудо (wakashudo), «путь молодости», и по найденным свидетельствам через неё проходили все представители класса самураев. На самом деле, вакашудо было таким привычным делом, что дайме, возможно, пришлось бы отвечать на некоторые неудобные вопросы, если бы он отказался участвовать в этой практике.
Хотя вакашудо считалось одним из основополагающих аспектов пути самурая, история предпочла об этом умолчать. Портреты самураев в популярной культуре, представленные режиссером Акиром Куросавой (Akira Kurosawa) и его другом, актёром Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune), также никогда не рассматривали этот аспект.
7. Западные самураи
Читатели, которые смотрели фильм «Последний Самурай» могут припомнить, что при особых обстоятельствах, кто-то из-за пределов Японии мог сражаться на стороне самураев, и даже стать одним из них. Эта особая честь (которая включала выдачу оружия самураев и присвоение нового, японского имени) могла быть оказана только влиятельными лидерами, такими как дайме (территориальными владельцами) или самим сегуном (военачальником).
Известны истории четырех западных мужчин, которые удостоились присвоения им звания самураев: искатель приключений Уильям Адамс (William Adams), его коллега Ян Йостен ван Лоденстейн (Jan Joosten van Lodensteijn), офицер военно-морских сил Юджин Коллаче (Eugene Collache), и торговец оружием Эдвард Шнелл (Edward Schnell). Из четырёх, Адамс был первым и самым влиятельным: он был знаменосцем и советником самого сёгуна. Забавно то, что ни один из тех людей, на которых был основан образ персонажа играемого Томом Крузом (Tom Cruise) в фильме «Последний Самурай» (Фредерик Таусенд Вард (Frederick Townsend Ward) и Жуль Брунет (Jules Brunet)) так не получил звание самурая.
6. Количество
Многие люди думают, что самураи были либо редкими элитными силами (такими как Морские Котики в США или Спецназ в России) или небольшой, строго определённой кастой дворян. Однако на самом деле, самураи были отдельным социальным классом. Изначально слово «самурай» означало «тот, кто служит в непосредственной близости к знати». Со временем термин эволюционировал и стал ассоциироваться с классом буши, в частности со средним и высшим эшелонами солдат.
Это означает, что этих могучих воинов было гораздо больше, чем мы обычно предполагаем. На самом деле, на пике их власти, до 10 процентов населения Японии были самураями. Из-за их большого количества и длительного влияния на историю Японии, говорят, что в каждом японце, живущем на сегодняшний день, есть, по крайней мере, немного самурайской крови.
5. Мода
Самураи были рок-звёздами своего времени, и их стиль одежды оказал огромное влияние на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением самых формальных случаев, самураи не одевались вычурно, или чтобы произвести впечатление. Хотя их одежда была тщательно выкроенной, каждый её аспект был разработан в соответствии с их потребностями в качестве воинов.
Самураи одевались для скорости, путешествия и свободы передвижения. Их обычный наряд состоял из шаровар хакама и кимоно или хитатарэ, жилета из двух частей с торчащими наплечниками. Костюм оставлял руки свободными, а жилет хитатарэ можно было быстро сбросить в случае неожиданной атаки. Кимоно обычно делалось из шёлка благодаря его прохладности, приятному ощущению на коже, и внешнему виду. В качестве обуви использовались либо деревянные башмаки или сандалии.
Самой отличительной частью моды самураев, была прическа пучком, которая также была самой широко распространённой. За исключением буддийских монахов (которые бреют головы), люди всех сословий носили прическу пучком на протяжении сотен лет. Привычка совмещать волосы, завязанные в пучок с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости: бритый лоб делал ношение шлема более удобным.
4. Оружие
Будучи солдатами, самураи использовали огромное количество разнообразных видов оружия. Изначально они носили меч, который назывался тёкуто (chokuto). По сути он был более тонкой и маленькой версией прямых мечей, которые использовались средневековыми рыцарями.
По мере достижения прогресса в сфере методов изготовления мечей, самураи перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратилась в катаны. Катана, пожалуй, является самым знаменитым типом меча в мире и, безусловно, самым знаковым из всех видов самурайского оружия. Бусидо (Bushido) (кодекс самурая) гласил о том, что душа самурая находится в его катане, что делало её самым важным оружием, которое только было при самурае. Обычно катаны носились с более маленьким лезвием в паре, которое называлось дайсё «daisho». Это лезвие было символом статуса, и использовалось исключительно классом самураев.
Несмотря на то, что некоторые самураи действительно дрались лишь с катаной в руках, большинство из них предпочитало более практичный подход. Мечи были далеко не единственным оружием, которое было у них в распоряжении. Они зачастую использовали юми (yumi), длинный лук, в использовании которого они практиковались почти с религиозным рвением. Копья были скорее символом личной храбрости на поле боя, и, в конце концов, были заменены на тщательное планирование и тактику. Когда в 16 веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Их излюбленным дальнобойным оружием была танегашима (tanegashima), винтовка с ударно-кремнёвым замком, которая стала популярной среди самураев периода Эдо и их пехотинцев.
3. Образование
Будучи неотъемлемой частью знати своей эпохи, члены класса самураев были гораздо большим, нежели просто воинами. Большинство самураев были очень хорошо образованными. В то время, когда очень немногие европейцы могли читать, уровень грамотности самураев был чрезвычайно высок. Они также получали образование в сфере математики.
В соответствии с Бусидо, самурай должен был стараться улучшить себя различными путями, включая те, которые не связаны с военными действиями. Вот почему класс самураев принимал участие в ряде культурных и художественных обрядов. Поэзия, альпинарии, картины, написанные монохромными чернилами, и чайные церемонии были привычными аспектами культуры самураев. Они также изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.
2. Физические характеристики
Внушительная броня и оружие самураев помогали им казаться гигантскими, и в поп-культуре они часто изображались довольно большими и хорошо сложенными. И это абсолютная противоположность действительности. В действительности, большинство самураев были совсем крошечными. Рост самураев 16-го века, как правило, варьировал от 160 до 165 сантиметров, кроме того, они были очень худыми. Для сравнения, рост европейских рыцарей того же периода, вероятно, колебался от 180 до 196 сантиметров.
Более того, благородные самураи, возможно, не были, такими «чистыми», как хотелось бы соревнующейся во всём со всеми Японии. По сравнению со среднестатистическим японцем, члены класса самураев были заметно более волосатыми, и их кожа была светлее. Их профиль, а именно, их переносица была также заметно более европейской. По иронии судьбы, доказательства указывают на то, что на самом деле самураи происходят от этнической группы, называемой айны, считающейся японцами низшей по происхождению, представители которой часто становятся объектами дискриминации.
1. Ритуалы самоубийства
Одной из самых страшных вещей в пути самурая является сэппуку (также известное как «харакири»). Это ужасное самоубийство, которое должен был совершить самурай, если он был не в состоянии следовать бусидо или если он был захвачен врагом. Сэппуку было как добровольным, так и использовалось в качестве наказания. В любом случае, это, как правило, считалось как чрезвычайно почетным способом смерти.
Большинство людей знакомы с версией харакири на «поле боя», смерть от которой была быстрым и грязным делом. Она выполнялась путём прокалывания живота коротким лезвием и перемещения его слева направо, пока человек не разрезал себя практически напополам или, по сути, не выпотрошил себя. В этот момент, присутствующий при самоубийстве человек, обычно друг самурая, обезглавливал выпотрошенного самурая мечом (в противном случае смерть была бы крайне долгим и болезненным процессом). Тем не менее, полноценный сэппуку был гораздо более сложным процессом.
Формальный сэппуку это длинный ритуал, который начинался с торжественного купания. Затем самурая одевали в белые одежды и подавали его любимую еду (так же, как последняя еда людей, приговоренных к смертной казни). После того как он заканчивал есть, на его пустую тарелку клалось лезвие. Он должен был написать предсмертную поэму, традиционный текст танка, в котором он выражал свои последние слова. После того как стихотворение было закончено, он хватал лезвие, обертывал ткань вокруг него (чтобы оно не порезало его руку), и совершал самоубийство. И опять-таки присутствующий при самоубийстве человек, добивал его, отрезая ему голову. Тем не менее, он стремился оставить небольшую полоску плоти впереди, так, чтобы когда голова падала вперёд, она могла остаться в объятиях мертвого самурая. Это так же делалось для того, чтобы голова случайно не отлетела на зрителей, что принесло бы вечный позор помощнику убившего себя самурая.