Думали ли вы когда-нибудь о чём-то и почти сразу забывали свою мысль, но решали, что она просто вернётся к вам позже? Правда состоит в том, что то конкретное воспоминание может сохраниться у вас в памяти, а может и нет. Если то, о чём вы думали, не прошло дальше вашей рабочей памяти или памяти временного хранения, то этого воспоминания фактически больше нет. С другой стороны если воспоминание откладывается в вашей долгосрочной или постоянной, памяти, то оно остаётся там навсегда.
Если вам интересно, почему мы не можем вспомнить что-то, когда нам это нужно, то знайте, что причина состоит в том, что воспоминание на самом деле есть, но нам не хватает знаний о том, как его вызвать. Это происходит, потому что всякий раз, когда вы запоминаете что-то, ваш мозг создает сигналы поиска на основе сопутствующих этому воспоминанию событий. Это означает, что сигналы, возможно, не имеют никакой связи с самим воспоминанием. Хотя это звучит довольно неудобно, есть несколько стратегий при помощи которых можно тренировать свой мозг для быстрого доступа к любому воспоминанию, которое вам нужно.
10. Повторение с задержкой
Эта стратегия задействует вашу рабочую память, ту часть вашего мозга, которую вы используете, чтобы, например, складывать числа в голове. Ученые исследовали то, насколько долго что-то будет оставаться в вашей рабочей памяти, прежде чем начнёт исчезать и обнаружили, что воспоминание исчезает примерно через 18 секунд. Некоторые участники исследования могли вспомнить до 10 процентов информации через 18 секунд, но это не особо поможет, если вам нужно запомнить номер телефона. В этом случае трюк простой, но очень эффективный. Если вы пытаетесь запомнить адрес или нечто подобное до того, как сможете его записать, то вместо того, чтобы повторять снова и снова, просто повторяйте его каждые 15 секунд или около того в течение нескольких минут, чтобы избежать потери части информации (начинайте повторять раньше чем через 18 секунд, потому что большая часть информации к тому времени исчезнет).
9. Система ассоциаций
Система ассоциаций человеческого тела является одним из самых странных методов вызова памяти, но она хорошо работает для многих людей и исследователи подтвердили, что она является эффективным способом сохранения и вызова важной информации. Идея состоит в том, что вы представляете части человеческого тела, и используете их как колышки для хранения информации. Эти колышки содержат какую-то преувеличенную картину в вашем уме, которая относится к факту, который вы пытаетесь вспомнить. Один из наиболее распространённых примеров состоит в использовании системы для запоминания всех частей человеческого глаза. Если вы хотите запомнить зрачок, вы должны использовать лоб для ассоциации и представлять, преувеличенную картину ученика (на английском языке слово «pupil» имеет два значения «ученик» и «зрачок»), или повесить картину кукурузы в початке на ваш воображаемый нос для представления роговицы (на английском языке слово «corn» (кукуруза) созвучно слову «cornea» (роговица)). Этот простой метод ассоциаций является отличным способом запоминать небольшие связанные группы информации.
8. Фокусирование
Хотя этот способ может показаться элементарным, многие студенты обычно слушают музыку или смотрят телевизор во время занятий, и не думают, что это на самом деле негативно влияет на их способность что-то заучить. Тем не менее, исследователи изучили это поведение и обнаружили, что оно существенно ухудшает способность запоминания информации. Давно известно, что совмещение нескольких важных занятий невозможно. Несмотря на то, что ваш мозг выполняет некоторые задачи (например, дыхание), во время того как вы делаете другие вещи, в большинстве случаев это не сознательные процессы. На самом деле вы не можете одновременно смотреть телевизор и заучивать что-то, потому что ваш мозг будет метаться между двумя формами сенсорной информации. Один из исследователей описал память людей занимающихся несколькими делами одновременно как «небрежную» и добавил, что «они смотрят туда, куда не должны». Вывод состоит в том, что необходимо убирать посторонний сенсорный источник информации для эффективного запоминания той информации, которую вам необходимо выучить.
7. Связывание
Ещё одним полезным методом является связывание нескольких пунктов в списке. Это особенно полезно, если вы пытаетесь вспомнить вещи, которые совершенно не связаны друг с другом, такие как список покупок. Одной из самых популярных форм этой связи является метод рассказа, где вы создаёте историю, которая включает в себя необходимые вам предметы, которая поможет вам их лучше запомнить. Например, у вас в списке покупок значится варенье, моющее средство, сахарная глазурь, и мороженное. Вы можете создать историю, чтобы запомнить их, такую как: Дэн Моющее средство прогуливался по парку, когда он ударил ногу о камень, и потом встретил свою подругу Эмму Сахарную Глазурь и они ели мороженное с вареньем на скамейке. Исследователи обнаружили, что такой метод очень эффективен.
Однако, у него есть один недостаток. Из-за того, что это связанный список, вы не сможете добраться до последнего пункта без того, чтобы пройтись через всю историю. Тем не менее, если список, который вам нужно запомнить достаточно короткий, то он не принесёт вам много неудобств. Кроме того, можно использовать несколько рассказов для запоминания различных частей вашего списка.
6. Ключевые слова
Метод ключевых слов это очень полезный трюк, особенно для запоминания слов на иностранном языке. Этот метод был протестирован в обучении и оказался достаточно эффективным. Для использования этого метода, возьмите звук, который вы уже знаете из нового слова и используйте его как ключевое слово, чтобы визуально связать с ним новое слово, которое вы изучаете. Отличным примером будет запоминание английского слова «intoxicate» которое произносится как «ин ток си кейт», из этого набора мы выбираем знакомое нам слово «ток» и связываем всё слово с ним. Идея состоит в том, чтобы то слово, которое вам нужно запомнить, вы могли связать со знакомым вам словом, содержащимся в иностранном слове. В этом случае слово, которое вы пытаетесь запомнить, означает «отравлять», то есть косвенным образом причинять боль, это чувство легко связать с эффектом, получаемым от удара током.
5. Метод геометрических мест
У метода геометрических мест есть больше одного названия или формы: его ещё называют методом Путешествия и Методом Римской Комнаты и, скорее всего, он был впервые изобретен римлянами. Тем не менее, все формы этого мнемонического устройства работают по тем же общим принципам. Заключается метод в том, что вы мысленно проходите через какое-либо пространство - это может быть ваш дом или другой маршрут, который вы хорошо знаете, и запоминаете вещи по мере того как идёте, используя разные комнаты или ориентиры в качестве сигналов для вызова воспоминаний. Тогда, когда вам нужно вызвать воспоминание, вы снова идёте через область в вашем уме и получаете необходимую информацию. Это один из старейших методов запоминания и наука недавно подтвердила, что он действительно чрезвычайно эффективен как для молодых, так и для пожилых людей.
4. Разбивка на куски
Исчерпывающие исследования показали, что количество элементов, которые можно держать в рабочей памяти в любой момент времени варьируют от пяти до девяти (в среднем семь). Сначала может показаться, что в этом нет никакого смысле, ведь в телефонных номерах бывает по 10 цифр, и мы можем держать их в нашей рабочей памяти приличный промежуток времени. Однако причина, по которой мы можем запоминать телефонные номера, заключается в том, что они делятся на куски информации. Таким образом, 10-значный номер телефона на самом деле состоит из трёх или четырёх частей информации, которую мы держим в рабочей памяти в любой момент времени. Однако это может быть использовано гораздо более впечатляюще.
Шахматные гроссмейстеры уже давно развлекают людей, одновременно играя в несколько игр, иногда с завязанными глазами, и всё равно одерживают победу. Исследователи полагают, что эти эксперты неосознанно запомнили большие наборы ходов и возможностей в виде психических моделей, которые они могут легко получить с помощью минимальных сигналов, что облегчает им совершение психических подвигов, которые кажутся откровенно невозможными.
3. Обстановка
Когда будучи ребёнком, вы забывали или теряли что-то, ваша мать, вероятно, говорила вам вернуться в то место, где вы помнили, что держали эту вещь в руках. Оказывается, согласно научным исследованиям наши матери были правы. Это явление называется контекстно-зависимая память. Из-за того, что ваши сигналы для вызова воспоминания строятся на основе сенсорной информации, которую вы испытываете в это время, чем лучше вы сможете восстановить точный набор сигналов, тем больше у вас шансов получить полное воспоминание.
Некоторые ученые, относящиеся скептически к этой теории, на самом деле подтвердили ее, проведя собственный тест, установив, что участники исследования, узнавшие что-то под водой, вспоминали более точно эту информацию, находясь под водой, а не на суше. Более того, некоторые исследования показывают, что эта память, зависимая от обстоятельств, может зависеть также от вашего психического состояния. Они считают, что если человек что-то запоминает в состоянии алкогольного опьянения, то ему будет гораздо легче вспомнить эту информацию, будучи в таком же состоянии. Эффективным способом применения этого метода будет воссоздание условий проведения экзамена, к которому вы готовитесь.
2. Музыка
Одними из наиболее трудных вещей для запоминания являются длинные строки текста, но не переживайте - исследование показало, что наложение текста на музыку является эффективным способом улучшения запоминания. Многие из нас, наверное, знакомы с подобным изучением алфавита в виде песни, но есть гораздо более сложный и продвинутый способ использовать эту технику. Одной из самых трудных вещей для любого ученика старшей школы является запоминание периодической таблицы элементов.
К счастью, периодическая таблица была наложена на песню ещё в 1950-е годы учителем математики по имени Том Лерер (Tom Lehrer). Периодическая таблица была наложена на мелодию Гилберта и Салливана и сейчас она всё чаще используется в классах для того, чтобы помочь школьникам выучить элементы. Однако это лишь один пример использования музыки для запоминания, и вы сможете легко использовать эту технику, чтобы запомнить всё, что нужно. Просто возьмите текст, который вам нужно запомнить и наложите его на песню, которая вам хорошо знакома.
1. Запах
Исследователи считают, что запах является самым мощным устройством для вызова памяти из всех возможных, особенно если необходимо выкопать глубоко скрытые воспоминания. Причиной этого является то, что в то время как большей части чувств нужно пройти через другие части мозга до того как они достигнут памяти, нос может обойти это и проникнуть непосредственно в центр памяти, что делает его чрезвычайно полезным для вызова воспоминаний. Простым, но эффективным способом использования этого метода является подготовка к тесту. Вы можете использовать бальзам для губ с сильным ароматом во время учёбы, а затем принести этот же бальзам для губ на экзамен. Пользуясь этими техниками, вы можете превратить свой мозг в хорошо организованную базу данных.