Швейцарские дорожные инженеры создали инновационное решение для прокладки дорог без остановки транспортного движения. Их передвижной мост позволяет продолжать движение автомобилей над ведущимися дорожными работами.
Как известно, пробка — неизбежное зло, когда речь идёт о ремонте дорог, и, несмотря на все усилия специалистов найти решение этой логистической проблемы, автомобилистам всё равно приходится сталкиваться с ними, когда требуется проведение дорожных работ. Однако Федеральное дорожное управление Швейцарии, возможно, придумало достаточно оригинальное решение, чтобы произвести революцию в дорожном строительстве.
В начале этого года оно представило "Астра – Мост" — 257-метровый подвижный мост, позволяющий автомобилям проезжать над участками дороги, где проводятся ремонтные работы. Концепция настолько проста, что невольно задумываешься, почему инженерам потребовалось так много времени, чтобы её изобрести. Однако существует причина, по которой "Астра – Мост" стал уникальным: он не такой простой, как может показаться на первый взгляд.
Руководитель проекта Юрг Мериан был вдохновлён эстакадой, которую увидел в Австрии более 10 лет назад. Модульная конструкция состояла из нескольких частей, которые размещались над участками дорожного полотна, благодаря чему автомобили могли продолжать движение во время проведения ремонта под ними. Швейцарцы заказали один экземпляр такой эстакады, но Юргу Мериану понравилось не всё.
Эстакаду можно было использовать, однако она имела значительные недостатки. Во-первых, она не была передвижной, по этой причине перемещать модули с места на место было нелёгким делом, а условия труда для людей, работавших под ней, были неудовлетворительными. Рабочим ростом выше 1,6 метра приходилось постоянно следить за своей головой, потому что высота пространства под рампой была ограничена именно этим расстоянием. Кроме того, уровень шума от дороги внутри модуля порой превышал 100 децибел.
Швейцарские инженеры решили усовершенствовать концепцию эстакады, и на свет появился "Астра – Мост 1.0". Мобильный пандус был оснащён колёсами, а его верхнюю часть лучше изолировали, чтобы дорожный шум не представлял проблемы. Кроме того, он был расширен до 5 метров и поднят выше до 3 метров. Но и это не спасло от провала, потому что у него были другие недостатки, из-за чего во время пробной эксплуатации в 2022 году "Астра – Мост 1.0" пришлось разобрать под давлением общественности: крутой подъём, ведущий к передвижному мосту, вынуждал грузовики и другие низкие транспортные средства замедлять скорость практически до полной остановки, из-за чего создавались многокилометровые пробки.
У новой версии моста значительно меньший уклон рампы (1,25%) по сравнению с предыдущей (6,1 %), благодаря чему транспорт может передвигаться по ней с рекомендованной скоростью 60 км/ч. Она уже несколько недель используется в Рехерсвиле (Золотурн) практически без пробок. Правда, мост всё ещё не идеален, поскольку многие автомобилисты не ожидают появления 257-метрового моста посреди автострады и сбрасывают скорость больше, чем нужно, в то время как другие участники дорожного движения, едущие по соседним полосам, делают то же самое, чтобы поглазеть на "Астра – Мост" и рабочих, которые под ним трудятся. Тем не менее, этот подвижный мост считается успешным.
"Астра – Мост" не только предотвращает пробки, но и служит защитой для рабочих от солнца и дождя, а также избавляет их от необходимости работать по ночам, когда движение на дорогах ослаблено. На участок автострады, где использовался "Астра – Мост", поступило пять предложений от строительных компаний – больше, чем обычно, так как большинство компаний, как правило, не заключают договора, требующие выполнения работы в ночное время.
"Астра – Мост" монтируется на дороге, требующей укладки, а затем передвигается с одного участка на другой со скоростью 0,5 км/ч. И хотя рабочим удается уложить лишь половину объёма работы, которую они сделали бы, если бы участок дороги был закрыт, специалисты считают, что преимущества использования "Астра – Моста" перевешивают недостатки.
"Астра — Мост" был представлен совсем недавно, однако Норвегия, Германия и Нидерланды уже проявили к нему интерес. Швейцария готова поделиться технологией. Патент на неё не зарегистрирован, и подавать заявку не планируется, поскольку "в обязанности федеральной компании не входит ведение прибыльного бизнеса".