Toyota Prius от Google
В марте 2012 года в Неваде вступил в силу закон, согласно которому разрешается езда "автомобилей, которые используют искусственный разум, сенсоры и систему глобального позиционирования, чтобы передвигаться самостоятельно, без активного вмешательства водителя-человека". Водителя в этом законе именуют не иначе как "оператором", и он остается водителем даже в том случае, если не присутствует в автомобиле физически. Кроме обычных водительских прав "оператор" должен иметь специальный документ, который удостоверяет его способность управлять роботом, а не просто машиной.
Номера, которые выдаются автономному автомобилю, имеют красный фон и значок бесконечности. С началом коммерческого использования машин фон поменяют на зеленый. В мае этого года первую лицензию на беспилотный автомобиль получила "тойота" от Google. Ее можно узнать не только по номерам, но и по большому круглому лазерному сенсору, установленному на крыше, который заменяет глаза водителя. Семь таких "тойот" компания уже испытала в 2010-ом году – тогда машины проехали более 220 тысяч километров.
Любящий природу робот-грузовик TerraMax
Точкой сбора для изобретателей машин-роботов является международное соревнование DARPA Grand Challenge, впервые состоявшееся в пустыне Мохава (США) в 2004-ом году. В тот год ни одна машина-робот не сумела доехать до финиша (трасса – 240 км), лишь на следующий год это удалось грузовику TerraMax, который совместно разработан компанией из Висконсина Oshkosh Corporation и итальянской компанией Vislab. Это неравнодушное к природе техническое создание было сбито с толку несколькими кустами перекати-поле, которые оказывались у него на пути. Обнаруживая их своим лазерным глазом, грузовик старался аккуратно объезжать каждый. В результате чего его скорость, конечно же, значительно снижалась (до 17 км/ч), а время на прохождение трассы, соответственно, увеличивалось. Достигнув финиша, TerraMax никаких наград, к сожалению, не получил …но моя личная, искренняя и огромная симпатия – на стороне этого симпатичного желтого неравнодушного гиганта :-*
Piaggio Porter от Vislab
Компания Vislab, базирующаяся в Парме (Италия), занимается исследованиями и разработками "искусственного зрения" и его использованием в автомобилях, оборудованных для автономной езды. В 2010-ом году собираемый в Англии автомобиль Piaggio Porter был оборудован лабораторией Vislab и отправлен в путешествие Intercontinental Challenge, которое продлилось 3 месяца. За это время автомобиль без водителя, отправившись из Милана, доехал до Шанхая.
Один из первых автомобилей-роботов – VaMP
Его создавали на рубеже 1990-ых Mercedes-Benz и Мюнхенский университет. Чтобы быстро создать "в мозгу" автомобиля картинку окружающей действительности, разработчикам пришлось использовать всего 4 камеры, однако для обработки изображений с этих камер в Мерседес 500-ой модели были встроены 60 параллельно работающих компьютеров – таковы были мощности того времени. Презентация автомобиля проходила в 1994-ом году на территории аэропорта Шарль де Голль. В настоящее время VaMP является экспонатом Мюнхенского Deutsches Museum.
Гибридный Lexus RX от Google
Одной из самых свежих моделей, на которых Google испытывает свои технологии, является бензоэлектрический Lexus. В задачи компании входит научить автомобиль маневрировать в зоне, где ведется строительство, ездить по снегу, правильно и быстро реагировать на разные нестандартные ситуации на дороге. Пока в каждой едущей машине находятся два оператора, однако скоро по дорогам будет ездить уже пустой автомобиль.
Машины-роботы ULTra в аэропорту Хитроу
Осенью прошлого года в аэропорту Хитроу пассажиров с автостоянки до терминала начали перевозить автомобили без водителей, разработанные бристольским университетом. Эти электромобили, в отличие от привычных для многих аэропортов мини-вагончиков, ездят не по рельсам, а по асфальту, и самостоятельно заезжают на свою мини-парковку. 5-ый терминал оснащен 21-ой такой машиной, каждая из которых может перевозить 4-ех пассажиров с багажом, разгоняясь до 40 км/час. Услуга эта для пассажиров – бесплатная: на стоянке ULTra нужно набрать на сенсорном экране конечный пункт, сесть в машину и нажать на две кнопки – "Закрыть дверь" и "Поехать".
Берлинское такси MIG
MIG – MadeInGermany – это не одна машина, а целая система, которую разработали в Открытом Университете Берлина и презентовали в 2010-ом году. Человек звонит автомобилю со своего телефона, автоматически передающего местонахождение звонящего, после чего машина, найдя оптимальный маршрут к своему потенциальному клиенту, сообщает, сколько времени ее придется ждать. Главной идеей при разработке таких машин является возможность забирать и развозить в них сразу несколько человек, едущих в одном направлении.
Volkswagen с "временным" автопилотом
В компании разработали систему TAP (временное автопилотирование – Temporary Auto Pilot), позволяющую автомобилю ездить без водителя не постоянно, но довольно часто: автомат может контролировать ситуацию на скорости до 130 км/час. Для реализации системы TAP, которая является своеобразной надстройкой к существующей системе мониторинга помех сбоку, адаптивному круиз-контролю и т.п., было добавлено около 10-ти камер и сенсоров. Система была разработана в рамках общеевропейского исследовательского проекта HAVEit и представлена в 2011-ом году.
Не падающий мотоцикл Ghost Rider
Студент Энтони Левандовский из Беркли и небольшая группа его единомышленников совместно разработали мотоцикл, который способен ездить и ориентироваться в пространстве без водителя. Мотоцикл, кроме навигационной системы и датчиков, снабжен еще и системой стабилизации в вертикальной плоскости. Среди автономных машин соревнований DARPA в США мотоцикл стал любимчиком публики. Участникам соревнований точный маршрут (просто набор координат) сообщается почти перед самым стартом, поэтому времени на то, чтобы подготовиться к определенной трассе и запомнить все препятствия, у машины нет. Мотоцикл Ghost Rider наехал на встретившуюся на пути загородку, однако смог устоять благодаря "ноге", которая при потере равновесия транспортного средства выдвигается из корпуса. В настоящее время Ghost Rider выставлен в Национальном Музее Американской Истории.