На кладбище при старой церкви Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне в окружении сотен старых надгробий стоит ясень. Конечно, эти надгробия не устанавливали так изначально. Как же они оказались в таком положении? И кто за это отвечает?
Фото: Flickr / StefZ
Томас Харди
Задолго до того, как он стал знаменитым благодаря своим романам, таким как «Тэсс из рода Д'Эрбервиллей», «Вдали от обезумевшей толпы» и «Мэр Кэстербриджа», Томасу Харди (как и любому другому начинающему писателю) пришлось искать работу, чтобы оплачивать свое путешествие по жизни. Выбранной им сферой деятельности должна была стать архитектура.
Фото: Flickr / ChrisJohnBeckett
Фото: Flickr / Prof Shorthair
Однако вряд ли будущий автор мог догадаться, чего потребует от него один из проектов, за который взялась его фирма. Он, вероятно, не захотел бы посвятить себя архитектуре, чтобы затем его отправили на раскопки кладбища. Тем не менее, как и многие молодые люди, ищущие свой путь, иногда вы должны делать то, чего не хотите.
Фото: Flickr / OFE
В течение пяти лет, которые будущий писатель провел рядом с архитектором Ковент-Гардена Артуром Бломфилдом (Arthur Blomfield) (1862-67) железнодорожная система Британских островов стремительно развивалась. Требовалось больше места для железнодорожных путей в Лондоне и вокруг него, по которым люди добирались в столицу и обратно.
Фото: Flickr / photoverulam
Фото: Flickr / Judepics
Именно в это время старая часть кладбища Сент-Панкрас должна была быть практически полностью уничтожена, чтобы освободить место для новой железнодорожной линии. Епископ Лондонский передал контракт на эту работу Бломфилду, который в свою очередь поручил эту задачу своему молодому студенту Харди. Однако такой объект на пути прогресса нельзя было просто снести, как трущобы. Даже прогресс иногда должен уважать прошлое, а снос такого количества могил почти наверняка вызвал бы шум, если этого не сделать должным образом.
Фото: Flickr / smokeghost
Фото: Flickr / Matt From London
Гробы аккуратно извлекли из земли и перезахоронили в другом месте (англичане в Викторианскую эпоху были в ужасе от кремации). Не было никакой необходимости переносить надгробия. И все же, хотя могилы были старыми и заброшенными, было бы неуважительно просто выбросить надгробия в Темзу.
Фото: Flickr / Barbara Rich
Этот процесс занял много времени, и молодой Харди, которому в то время было 25 лет, провел большую часть года, наблюдая за работой. Возможно, его переживания в церковном дворе Сент-Панкрас позже позволили ему создать некоторые из наиболее мрачных мест в его романах.
Фото: Flickr / getgood
Фото: Flickr / Claudia_Dias
Некоторые надгробия расставили по кругу вокруг молодого ясеня на церковном дворе старой церкви Сент-Панкрас, достаточно далеко от места железной дороги, чтобы их никогда больше не беспокоили. На протяжении десятилетий дерево разрасталось и поглощало части наиболее близко расположенных к нему надгробий.
Фото: Flickr / Judepics
Фото: Flickr / R-P-M
Таким образом надгробия сохраняются. Время и стихия уничтожили почти все признаки того, над чем когда-то стояли эти надгробия. Тем не менее, как знак уважения к огромным толпам людей, которые на протяжении веков жили в Лондоне и вокруг него, эта «композиция» является отличным напоминанием о смерти.
Дерево Харди: ранняя работа великого романиста (14 фото)
Переведено специально для BUGAGA.RU (оригинал)
Перепечатка статей разрешена только при наличии активной индексируемой ссылки на BUGAGA.RU