Топ-10: факты про Вселенную, о которых знают не все

Вселенная просто огромна, и в ней сокрыто бесчисленное множество чудес. Наши технологии становятся все более продвинутыми, и это помогает ученым делать все больше новых удивительных открытий, которые иногда даже опровергают давно устоявшиеся в науке теории. Что самое удивительное, так это то, что до сих пор один из самых сложных и загадочных объектов во всей Вселенной находится прямо здесь, на Земле, и он намного ближе, чем вы только можете себе представить…

10. Галактические годы

Фото: sciencefocus.com

Все мы знаем, что на Земле 1 год длится в среднем 365 дней, но существуют также и галактические годы. Чтобы совершить оборот вокруг Млечного пути, всей нашей Солнечной системе необходимо около 230 миллионов лет. Это значит, что при жизни нам точно не застать завершения такого галактического года.

В прошлый раз, когда наша планетная система совершила полный виток вокруг Млечного пути, человеческой расы даже и близко еще не существовало, хотя динозавры тогда еще были живы. В следующий раз, когда наша Солнечная система окажется на той же позиции своей орбиты, что и сегодня, человеческий вид, вероятно, и вовсе исчезнет с лица Земли.

Представить себе, насколько огромна наша галактика, невероятно сложно, а ведь она просто песчинка по сравнению со всей Вселенной. Только задумайтесь – наша Вселенная практически бесконечна, и наша галактика тоже находится в постоянном цикле вращения по своей орбите – вокруг Вселенной. Интересно, сколько времени у нашего Млечного пути уходит на такой оборот?

9. Вращение Земли вокруг собственной оси

Еще в детском саду вам впервые рассказали, что одни сутки длятся 24 часа. Но если задуматься серьезно, то такая точность звучит просто невероятно. Неужели каждый день длится ровно 24 часа и ни секундой больше или меньше? Однако на самом деле вращение Земли вокруг собственной оси каждое столетие постепенно замедляется, так что о 24 часах речь уже не идет. По последним данным NASA наш планета совершает полный оборот за 24 часа и 2,5 миллисекунды.

Наверное, 2,5 миллисекунды могут показаться вам совершенно незначительным отрезком времени, но ведь Земля существует уже несколько миллиардов лет. Если ее вращение вокруг собственной оси замедляется все это время, мы имеем дело уже с другими цифрами. Например, когда Землей правили динозавры, в одних сутках было примерно 23 часа. В общем, если иногда вам кажется, что дни становятся все более скоротечными, просто представьте себе, как это было миллиарды лет тому назад.

8. Облако из спирта

Фото: mentalfloss.com

Для тех из нас, кто любит пропустить лишний стаканчик чего-нибудь покрепче, мир, в котором вокруг плавают облака алкоголя, мог бы показаться настоящим раем. Для кого-то это, наверное, мечта всей жизни.

В созвездии Орла существует настоящее облако из этилового спирта. Это, конечно, не самое обычное облако. Оно настолько большое, что не поместилось бы ни в земной атмосфере, ни вообще во всей нашей Солнечно системе.

Более того, диаметр этого спиртового облака в 1000 раз больше, чем вся наша планетная система. К несчастью для тех, кто бы с удовольствием попробовал это облако на вкус, находится оно примерно в 10 тысячах световых лет от Земли. В общем, у вас нет никаких шансов на такую дегустацию, разве что человечество внезапно откроет принципиально новый способ космических путешествий.

7. Горящий лед

Фото: NASA, ESA, STScI, and G. Bacon

Огонь и лед – явления полностью противоположные, не так ли? Однако подобное представление в космосе вполне можно оспорить. Например, огромная экзопланета под названием Глизе 436b (Gliese 436b) покрыта как раз горящим льдом. Она находится где-то в 33 световых годах от нас и выглядит невероятно зрелищно! Астрономы предполагают, что странный феномен горящего льда вокруг этой экзопланеты происходит благодаря неизвестному земной науке агрегатному состоянию воды. Загадочная совокупность условий сохраняет водную поверхность Глизе 436b в твердом состоянии (льдом) вопреки тому, что температура там равна примерно 439°С. Взаимодействие всех этих факторов и приводит в итоге к горению льда.

6. Запах Вселенной

Фото: NASA

При мыслях о космосе мы часто пытается себе представить, что космонавты видят, чувствуют или даже слышат за пределами земной атмосферы. Но многие ли из вас задумывались о том, как космос пахнет? Конечно, никакой здравомыслящий человек не станет стягивать с себя скафандр в открытом космосе, чтобы понюхать саму Вселенную, так что узнать, каково это, нам вряд ли доведется. Однако запах скафандров и прочего оборудования, которое космонавты используют во время своих вылазок за пределы орбитальных станций, может дать нам подсказку.

По словам участников космических миссий, после прогулок в открытом космосе их защитные костюмы пахли, как смесь раскаленного металла и стейка слабой прожарки. Никто не знает, почему это были именно такие запахи, но ученые предполагают, что именно так человеческий нос и мозг воспринимают ароматы умирающих звезд. Мало того, согласно исследованию Радиоастрономического института Макса Планка центр Млечного пути может пахнуть, как малина. Ученые оправдывают свою теорию тем, что в этой области нашей галактики они обнаружили соединение под названием этилформиат, который заодно входит и в состав лесной малины.

5. Земля и черная дыра

Фото: NASA

Черные дыры у всех нас наверняка ассоциируются с коллапсом сверхмассивных звезд и вспышками сверхновых, после которых и появляются одних из самых загадочных объектов во всей нашей Вселенной. Образование черной дыры – относительно редкое явление. Даже наше Солнце не смогло бы создать черную дыру, если бы оно умерло прямо сейчас.

После всего выше сказанного было бы совершенно нелогично предположить, что возникновение черной дыры может быть связано с Землей. Впрочем, ученые любят придумывать теории о самых безумных явлениях, которые только могут произойти во Вселенной. Например, они разработали гипотезу, согласно которой если сжать нашу планету до размера обычных стеклянных шариков, она станет настолько плотной, что ее взрыв высвободит достаточно вещества для формирования черной дыры.

4. Человеческий мозг

Мы уже очень давно изучаем Вселенную, но большинство ее тайн до сих пор остаются неразгаданными. Вопреки тому, что ученые обнаружили в космосе очень много любопытных объектов, самым сложным и загадочным для нас до сих пор остается… человеческий мозг.

В человеческих мозгах находятся миллиарды нейронов, образующих около 100 триллионов нервных связей. Это число просто невероятное, а ведь наш мозг так мал в сравнении с теми объектами, которые мы уже обнаружили за пределами Земли. Возможно, в будущем ученые найдут более сложные системы, но пока что именно наш мозг остается самым волнующим и загадочным предметом для исследований.

3. Размеры звезд

Все мы знаем, что Солнце огромно, и что оно чрезвычайно важно для нашей планетной системы, какой мы знаем ее сегодня. Без Солнца мы бы просто не выжили. Впрочем, чаще всего, представляя себе нашу Солнечную систему, мы размышляем в пределах более крупных масштабов, и есть в этом некоторое заблуждение.

Оказывается, Солнце содержит свыше 99% массы всей нашей планетной системы. Человеку и без того сложно вообразить, насколько огромны такие газовые гиганты, как Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, но Солнце все равно составляет подавляющую часть нашей планетной системы. Примерно миллион планет размером с Землю могли бы поместиться внутри Солнца. Одни только эти факты звучат просто ошеломительно, а ведь наша звезда намного меньше большинства других светил, разбросанных по всей Вселенной. Все это очень сложно вообразить и осознать, согласитесь.

2. Возраст Вселенной

Фото: space.com

Эта теория, конечно, спорная, но большинство ученых считает, что первый предок современного человека появился на Земле примерно 6 миллионов лет тому назад. Это звучит как очень солидный отрезок времени, пока вы не задумаетесь о возрасте Земли и вообще всей Вселенной. После этого срок пребывания нашего вида в этом мире покажется вам просто ничтожной вспышкой.

Ученые подсчитали, что Земле примерно 4,5 миллиарда лет. Теоретически первые галактики начали формироваться около 13 миллиардов лет тому назад, а вся наша Вселенная – где-то 14 миллиардов лет тому назад. Это просто невообразимо много! Даже если бы среднестатистический человек доживал до 100 лет, это все равно было бы просто ничем в сравнении с возрастом Земли, планетных систем, галактик и всей Вселенной.

1. Невидимые объекты

Фото: space.com

Мы знаем, что наибольшая часть Вселенной человеческому глазу или каким-либо рукотворным приборам абсолютно не видна. Ученые создали огромное количество всевозможных устройств, использующих электромагнетические волны, чтобы разглядеть такие уголки космоса, в которые нам точно не добраться за всю нашу жизнь. В своих работах астрономы использовали радиоволны, инфракрасное излучение и рентгеновские лучи, и все они очень помогли нам в совершении важнейших открытий, ведь с их помощью и был пролит свет на одни из величайших тайн Вселенной.

В то же самое время исследователи обнаружили, что огромная часть нашей Вселенной не поддается изучению посредством любых подобных волн. Это значит, что в мире может происходить огромное количество любопытных явлений, о которых мы совершенно ничего не знаем. Впрочем, есть то, в чем мы уверены точно – черная материя существует на самом деле.

Темная материя не поглощает и не излучает свет. Однако хоть люди и не могут наблюдать за ней воочию или регистрировать ее сложными аппаратами, многие ученые предполагают, что мы все же обладаем довольно серьезными косвенными доказательствами существования этой темной материи.