Поезда огромны, так что когда они сходят с рельсов или сталкиваются друг с другом, их невообразимая мощь становится болезненно очевидной. В ходе железнодорожной катастрофы поезд живёт своей жизнью – становится неуправляемым, и остановить его уже невозможно. Пассажиры не могут сделать ничего, чтобы предотвратить травмы, и зачастую болтаются в вагонах от стены к стене, получая переломы конечностей и травмы внутренних органов.
В ходе худших катастроф за нашу историю было унесено огромное количество человеческих жизней, но благодаря этому мы получили важную информацию о том, как мы можем улучшить железнодорожную инфраструктуру, а также обеспечить безопасность пассажиров.
10. Железнодорожная катастрофа в Аль-Аят (Al Ayyat) – Египет, 2002 год (383 жертвы)
В 2 часа утра 20 февраля 2002 года в пятом вагоне египетского поезда взорвался газовый цилиндр. Всепоглощающий огонь быстро распространился в другие вагоны, в то время как поезд продолжал мчаться по путям. Это продолжалось два часа, пока машинист, наконец, не остановился. В итоге семь вагонов полностью сгорело и почти 400 человек погибло. Однако количество жертв этой катастрофы многократно оспаривалось, так как полный список пассажиров отсутствовал. Также, из-за интенсивности пламени, многие трупы сгорели до состояния пепла, и их опознание было невозможным. Более того, поезд был перегружен и считается, что многие пассажиры погибли, выпрыгнув из горящего поезда. Хотя официальные данные гласят, что погибло 383 человека, многие считают, что более точной является оценка в 1000 жизней.
9. Железнодорожная катастрофа в Аваш (Awash) – Эфиопия, 1985 год (428 погибших)
Самая ужасная железнодорожная катастрофа за историю Африки произошла 14 января 1985 года, неподалёку от города Аваш. Город расположен на реке Аваш. Экспресс поезд сошёл с рельс на подходе к этому городку из-за того, что машинист не снизил скорость, проходя по изогнутому мосту, из-за чего несколько вагонов сорвалось в обрыв. Из 1000 пассажиров поезда 428 погибло, а почти все остальные пассажиры сильно пострадали. После ужасной катастрофы машинист был арестован, и ему предъявили обвинение в том, что он не снизил скорость при входе в поворот.
8. Железнодорожная катастрофа Торре-дель-Бьерсо (Torre del Bierzo) – Испания, 1944 год (200-500+ жертв)
3 января 1944 года неподалёку от деревни Торре-дель-Бьерсо в Испании, вышедший из под контроля почтовый поезд влетел в тоннель номер 20. Перед ним оказался маневровый локомотив с тремя вагонами, пытавшийся избежать столкновения. Два этих вагона были ещё в тоннеле, когда в них врезался почтовый поезд. С другой стороны приближался углевоз с 27 нагруженными вагонами-платформами. Машинист маневрового локомотива пытался предупредить углевоз, но тот всё же врезался в локомотив. Пламя катастрофы горело два дня. Так как многие люди путешествовали без билетов, а огонь полностью поглотил человеческие останки, точное количество пассажиров было сложно оценить, но выжившие утверждали, что поезд был переполнен, так как многие из них направлялись на рождественскую ярмарку.
7. Железнодорожная катастрофа Бальвано (Balvano) – Италия, 1944 год (521-600+ жертв)
Во время Второй Мировой войны острый дефицит привёл к развитию торговли на чёрном рынке. В 1944 году авантюристы и предприимчивые предприниматели тайком путешествовали на грузовых поездах для того, чтобы добраться до ферм поставщиков. В это же время ощущалась сильная нехватка высококачественного угля. Сжигание низкосортных заменителей выделяло большой объём непахнущего угарного газа. 2 марта 1944 года существенно перегруженный локомотив номер 8017 заглох внутри крутого туннеля. Обслуживающий персонал и пассажиры, включая несколько сотен «зайцев», погибли от удушья. Единственными выжившими были те, кто путешествовал в нескольких задних вагонах, оставшихся на открытом воздухе, когда поезд заглох.
6. Железнодорожная катастрофа под Уфой – Россия, 1989 год (575+ жертв)
Крупнейшая железнодорожная катастрофа за историю Советского Союза произошла 4 июня 1989 года. Щель в трубе продуктопровода позволила большому объему газа скопиться в низине между городами Уфа и Аша. Когда персонал заметил снижение давления, они просто увеличили давление до нормального уровня вместо того, чтобы найти возможную утечку. Около 1:15 два поезда, перевозящих более 1 200 пассажиров, многие из которых были детьми, проехали мимо друг друга. Искры, вызванные их проездом, подожгли легко воспламеняющееся облако, в результате чего произошёл взрыв, который был виден более чем за 100 километров. Вырвавшееся пламя выжгло деревья в радиусе 3,86 километров и разрушило оба поезда.
5. Железнодорожная катастрофа в Гвадалахаре (Guadalajara) – Мексика, 1915 год (600+ жертв)
В 1915 году мексиканская революция была в самом разгаре. Президент Венустиано Карранса (Venustiano Carranza) приказал перевезти семьи его армии в Гвадалахару, которую он недавно завоевал. 22 января 1915 года специально подготовленный поезд с двадцатью сильно перегруженными вагонами выехал из Колимы (Colima). Говорят, что вагоны были настолько забиты людьми, что пассажиры даже цеплялись к вагонам снизу и ехали на крышах. Во время крутого спуска машинист потерял управление составом. Поезд продолжал набирать скорость, спускаясь по рельсам, и в итоге вылетел в глубокий овраг. Менее катастрофу пережило трети людей из официального списка пассажиров.
4. Железнодорожная катастрофа в Бихаре (Bihar) – Индия, 1981 год (500-800 жертв)
6 июня 1981 года, во время сезона муссонов в Индии, поезд с девятью вагонами, перевозивший примерно тысячу пассажиров, упал в реку Багмати (Baghmati). Погодные условия в тот день были особо дождливыми и ветреными, и уровень воды в реке был выше обычного. В тот момент, когда поезд подъезжал к мосту, пересекающему реку, корова пересекла пути. Попытавшись избежать столкновения, машинист слишком сильно затормозил, из-за чего вагоны заскользили по влажным железнодорожным рельсам, и сошли с путей в реку. Помощь приехала только через несколько часов и большинство пассажиров, либо утонуло, либо их уже унесло водой к тому моменту, когда спасатели принялись за работу. Более 300 тел так и не было найдено.
3. Железнодорожная катастрофа в Чуря (Ciurea) – Румыния, 1917 год (600-1000 погибших)
Во время Первой Мировой войны у пассажирского поезда отказали тормоза во время спуска по крутому склону у станции Чуря. Поезд с 26 вагонами перевозил беженцев и раненных солдат, пытавшихся сбежать от наступающих немецких сил. Машинист попытался сделать всё возможное для замедления поезда, включив заднюю передачу и задействовав пескомёт для лучшего сцепления колёс, но поезд продолжал набирать скорость. Чтобы избежать столкновения со вторым поездом в конце спуска, убежавший поезд перенаправили в обгонный путь. Из-за высокой скорости поезд всё же, к сожалению, сошёл с путей и загорелся. В результате погибли сотни людей.
2. Крушение в Сен-Мишель-де-Морьен (Saint Michel-de-Maurienne), Франция, 1917 год (800-1000 жертв)
12 декабря 1917 года около 1 000 французских солдат возвращались домой на зимние праздники. По причине всеобщей нехватки, как локомотивов, так и недостаточной обеспеченности оборудованием, людей перевозило два соединённых воедино поезда, но под управлением одного локомотива. Из 19 вагонов поезда только у трёх первых были автоматические воздушные тормоза, в остальных были либо ручные тормоза, либо они отсутствовали вообще. Спускаясь в долину во французской части Альп, машинист приказал своим помощникам тормозить, но поезд продолжал набирать скорость. Тормоза перегрелись и под вагонами начало разгораться пламя. Спустя 6 километров первый вагон сошёл с путей, и остальные вагоны врезались в него, загоревшись за несколько минут. Из-за силы пламени были идентифицированы только 425 тела из примерно 1000 жертв.
1. Железнодорожная катастрофа и цунами в Шри-Ланке, 2004 год (1700+ жертв)
26 декабря 2004 года землетрясение в океане к северу от Суматры вызвало гигантское цунами, от которого погибло 280 тысяч человек. В тот ужасный день в «Королеве моря» ехало более 1 500 пассажиров. Поезд находился в 170 метрах от берега, когда обрушилась первая волна. Вода моментально остановила поезд. Местные жители и пассажиры, думая, что поезд будет спасением от воды, забрались на его крышу или спрятались за ним. Вторая волна была намного мощнее: она снесла поезд с железнодорожных путей и тащила за собой вагоны в джунгли. Те, кто не был раздавлен поездом, быстро тонули, так как оказались запертыми в ловушке вагонов. Только несколько пассажиров пережило эту трагедию.