На сегодняшний день круизные судна меньше похожи на плавучие отели и больше – на целые города. Самые роскошные судна этой многомиллиардной индустрии оборудованы своими собственными театрами, казино, ресторанами, и целым рядом других удобств, которые вы только можете представить. В то время как прогулки по Карибскому бассейну являются представлением многих людей о рае на земле, круизные суда не лишены противоречий, сомнительной трудовой практики, вспышек заболеваний и даже таинственных исчезновений.
10. Морги
Среднестатистический пассажир круизного судна — это человек среднего возраста, причем, чем дольше круиз, тем больше средний возраст его пассажиров. Круизы продолжительностью более недели обычно привлекают престарелых людей, которых не удерживают дома какие-либо обязательства. К сожалению, когда круизное судно перевозит огромное количество престарелых людей, иногда случается неизбежное.
Как и в случае любой другой возможной непредвиденной ситуации, судовой персонал чётко осведомлён о том, что именно нужно делать в случае смерти пассажира. Обычно, морг корабля может разместить от одного до трёх трупов. В зависимости от маршрута круиза, тело либо доставляется обратно в пункт отплытия, либо транспортируется с корабля на сушу в ближайшем порту. Транспортировка на сушу может оказаться довольно сложным процессом, в зависимости от того, где причалит судно, так как пунктом назначения круизов обычно являются страны третьего мира с маленькими областями, отведёнными для туристов, и правила обращения с трупами в таких ситуациях варьируют от страны к стране.
9. Болезни
Каждый раз, когда большие группы людей собираются в относительно небольшом пространстве, появляется возможность распространения болезни. На круизных судах наиболее часто встречающимся заболеванием является кишечная палочка, передающаяся через пищу. Изредка появляются сообщения о болезни легионеров (Legionnaire’s disease), бактериальной инфекции, распространяющейся посредством воды.
В 2013 году норовирус (очень заразная инфекция широко известная как «желудочный вирус») распространился как минимум на двух разных круизных суднах, одно из которых принадлежало компании «Роял Кариббиан» (Royal Caribbean), а второе «Принсесс Круизес» (Princess Cruises). Вирус стал причиной того, что сотни людей страдали от таких симптомов как рвота и диарея. Некоторых пациентов даже пришлось отправить в карантин.
8. Загрязнение
Круизные суда производят огромный объём загрязнений. Для работы их двигателей требуется невероятно огромное количество топлива. Для того, чтобы преодолеть 1,6 километра знаменитому океанскому лайнеру «Куин Элизабет 2» (QE II) требовалось почти 400 литров топлива, а за день он сжигал 433 тонны топлива. По данным Агентства охраны окружающей среды (Environmental Protection Agency), помимо того, что круизные судна загрязняют атмосферу, одно такое круизное судно, обслуживающее 3 000 пассажиров, вырабатывает примерно 800 000 литров грязных сточных вод за период одной недели. И если вы считаете, что эти воды каким-то образом очищаются и где-то хранятся, то вы себя обманываете. В следующий раз, когда вы поймаете себя на мысли о том, как хорошо было бы окунуться в кристально чистые карибские воды, подумайте вот о чём: круизным кораблям по большей части разрешается сбрасывать свои грязные сточные воды в океан при условии, что они находятся более чем в пяти километрах от берега.
7. Нападения пиратов
Круизные судна являются привлекательными целями для пиратов – сотни невооружённых туристов, которые везут с собой деньги и различные ценности, просто напрашиваются на то, чтобы их обчистили. Самую большую угрозу представляет собой та часть Индийского океана, которая находится вблизи побережья федеративной республики Сомали (Somalia).
После того как пираты забирают с корабля и у туристов всё, что им захочется, они требуют выкуп за самих туристов и корабль, и результаты могут быть весьма плачевными. Несмотря на то, что корабли не оснащены арсеналом, чтобы противостоять автоматам и гранатометам пиратов, они далеко не беспомощны. Они оснащены шлангами с водой находящейся под высоким давлением и акустическими устройствами дальнего действия, которые называются «звуковые пушки». Эти устройства выстреливают концентрированным потоком звука, который может оглушить людей, находящихся более чем в 275 метрах от судна.
6. Пенсионеры
Исходя из того, что в течение следующего десятилетия люди, родившиеся во время послевоенного демографического взрыва, массово выйдут на пенсию, такие учреждения как социальное обеспечение (Social Security) будут трещать по швам от наплыва пенсионеров. Тем из них, кому, возможно, потребуется переселиться в дома престарелых с круглосуточным уходом, лучше иметь при себе глубокие карманы: стоимость проживания в таких домах может составлять более 100 000 долларов в год.
Некоторые пожилые люди нашли чудесную альтернативу – они стали постоянными или полупостоянными жителями круизных кораблей. Цена, конечно же, не сильно отличается от проживания в вышеупомянутых домах престарелых, но оказываемые на круизных кораблях услуги, превышают престарелые дома по разнообразию и качеству во много раз. Постель меняется каждый день, еда подаётся изысканная и в изобилии, предлагается целый ряд занятий по активному отдыху, обеспечивается круглосуточная медицинская помощь, и, конечно же, не стоит забывать о возможности посещения разнообразных райских местечек. Конечно, есть такие недостатки как отсутствие постоянных друзей или близости к родным, но плюсы определённо перевешивают, особенно если вы наслаждаетесь вкуснейшим коктейлем, загорая на шезлонге под лёгким морским бризом.
5. Флаг государства «удобной регистрации»
Если вы обратите пристальное внимание во время рекламы круизов, вы заметите, что большинство суден зарегистрированы в таких странах, как Панама и Либерия, и плавают под «удобными флагами». И такой подход характерен не только для круизных судов – большинство торговых судов по всему миру также обладают подобной сомнительной регистрацией. И мотивы для такого поведения тоже не всегда чисты. В таких странах как Либерия существует очень мало законов о правах человека или о защите окружающей среды. Это позволяет компаниям уклоняться от оплаты налогов и не беспокоиться об уровне вырабатываемых ими отходов, который в западных странах считался бы недопустимым.
Пожалуй, самой «удобной» частью этой регистрации для круизных линий является возможность нанимать работников за сумму, эквивалентную заработной плате рабов. Зачастую сотрудники набираются из бедных стран Азии, Центральной Америки и Восточной Европы и они вынуждены подписывать годовое обязательство, причём зарплата некоторых из этих рабочих составляет порядка 50 долларов в месяц при 80-часовой рабочей неделе. Ещё хуже то, что эти работники часто нанимаются агентами, которые также удерживают с них плату за то, что помогли им устроиться на работу, а сами круизные суда берут с работников плату за форму и подобные расходы, превращая людей в крепостных слуг пока они не выплатят свой долг.
4. Самое большое круизное судно в мире
Во владении компании «Royal Caribbean International» находятся два самых крупных круизных корабля в мире: круизное судно «Оазис морей» (MS Oasis of the Seas) и круизное судно «Очарование морей» (MS Allure of the Seas), которое технически является самым длинным в мире. Однако оно всего на пару сантиметров превышает «Оазис морей» по длине. Технические характеристики этих судов просто поражают воображение: их длина равна примерно четырём футбольным полям и они могут вмещать более 6 000 пассажиров.
Они на 90 метров длиннее Титаника и в четыре раза тяжелее его. На круизном судне «Очарование морей» есть 22 ресторана, оформленных на различную тематику, тут также проводятся шоу, которые ничем не хуже тех, что даются в первоклассных казино Лас-Вегаса и на нём даже есть своя собственная реплика манхэттенского Центрального парка (Manhattan’s Central Park). На данный момент компания «Royal Caribbean» строит третье судно такого же размера, которое будет спущено на воду в 2016 году.
3. Коста Конкордия (Costa Concordia)
В 2012 году Коста Конкордия, итальянское судно, ударилось о скалу в Тирренском море (Tyrrhenian Sea) у западного побережья Италии, в результате чего в его корпусе образовалась брешь. Корабль, который перевозил 4 000 пассажиров и членов экипажа, начал накреняться, по мере того как затапливалось машинное отделение. В конце концов, он осел на мелководье, завалившись на правую сторону. На спасательную операцию ушло более шести часов, и когда она была закончена, было обнаружено, что погибли 30 человек, и два человека пропали без вести. Люди получили различные травмы, от паралича до потери частей тела.
В ходе последующего расследования было обнаружено, что были нарушены многие правила. Как оказалось, во время инцидента (женатый) капитан судна Франческо Скеттино (Francesco Schettino) хвастался своим навигационным мастерством перед танцовщицей из Молдавии по имени Доминика Чемортан (Domnica Cemortan).
Морской принцип, состоящий в том, что капитан не покидает тонущее судно, было, как это ни прискорбно, забыто. Скеттино покинул корабль задолго до того, как все пассажиры судна были в безопасности. В июле 2013 года пять членов экипажа были обвинены в убийствах, связанных с аварией. На момент написания статьи, судьба Франческо Скеттино так и не была определена, но вполне возможно, что он проведёт более двадцати лет за решёткой.
2. Судно, оказавшееся на мели в море
В феврале 2013 года на «Карнавале Триумф» (Carnival Triumph), огромном круизном судне, направлявшемся в Мексику, произошёл пожар в машинном отделении. Пожар был потушен без человеческих жертв и никто не получил увечья, тем не менее, судно застряло в Мексиканском заливе. Чтобы отбуксировать корабль обратно в США были направлены буксирные лодки, но это был изнурительный, пятидневный процесс. В течение процесса буксировки, условия на корабле быстро ухудшились, так как запасы пищи стали подходить к концу. Людям приходилось простаивать в очередях по четыре часа, только чтобы получить пищу.
Туалеты засорились и прорвались, затопив зловонными отходами каюты и коридоры. Людям пришлось спать на палубе, чтобы не задохнуться от вони и удушающей жары. Несмотря на то, что пассажирам была выплачена компенсация за неудобства, этот инцидент сильно подпортил репутацию Карнавала.
Поразительно то, что Триумф на этом не остановился и продолжил нести разрушения. Через два месяца после того как сломанный корабль был пришвартован в городе Мобил (Mobile), штат Алабама, он попал в шторм и отцепился от пристани, сбив работника пристани в воду. Мужчину позже нашли мёртвым.
1. Исчезновения
В то время как потопление корабля несомненно трагично, исчезновение людей с круизных суден вызывает настоящие мурашки по коже. Это случается с поразительной регулярностью и с 2000 года в общей сложности пропало более 200 человек. Зачастую, об отсутствии человека никто не знает до того момента, как не обнаруживается бесхозный багаж, что делает шансы найти этого человека безгранично мизерными.
Некоторые случаи падения людей за борт по всей вероятности являются самоубийствами, как в случае Кристин Шродер (Kristen Schroder) и её молодого человека Пола Россингтона (Paul Rossington), который произошёл в мае 2013 года у австралийского побережья. Пара ссорилась, и на видео снятом камерой наблюдения видно, как Шродер прыгнула в океан. Россингтон прыгнул за борт через несколько мгновений, предположительно, чтобы спасти её от самоубийства.
Другие случаи падения людей за борт являются результатом злоупотребления алкоголем. Однако самыми страшными являются те случаи, в которых люди по всей вероятности погибли насильственной смертью. Например, после 26-летнего Джорджа Уокера (George Walker) проводившего на круизном судне свой медовый месяц, на палубе осталась только кровь, когда он выпал за борт круизного судна «Блеск морей» (Brilliance of the Seas) 5 июля 2005 года.