Очень интересными и немного опасными являются те аэропорты, которые расположены на искусственных островах и атоллах. Аэропорты на искусственных островах строятся в водах неподалёку от земли, обслуживая регионы, где доступной земли немного, а плотность населения высока. Аэропорты на атоллах расположены на маленьких коралловых островах, обычно связывают экзотические островные страны с самыми крупными городами мира и используются в основном туристами.
1. Международный аэропорт Мале (Ibrahim Nasir International Airport), Мальдивы
Международный аэропорт Мале, также известный как аэропорт Ибрагима Назира, ранее известный как аэропорт Хулуле (Hulhulé Airport) – главный международный аэропорт Мальдивских островов. Он расположен на острове Хулуле, в Северном атолле Мале, неподалёку от столицы Мальдив – Мале.
На данный момент аэропорт Ибрагим Назир хорошо связан с крупными аэропортами со всего мира, служа главной точкой прибытия туристов на Мальдивы. Более того, несмотря на то, что аэропорт Ган (Gan Airport) был недавно перестроен по международным стандартам, Мале является единственным действующим международным аэропортом в стране.
26 июля 2011 года международный аэропорт Мале был официально переименован в «международный аэропорт Ибрагим Назир», в память о втором президенте Мальдив – Ибрагиме Назире. Он также был тем, кто основал этот аэропорт в 1960 году.
Аэропорт расположен на высоте в 2 метра над уровнем моря. Он обладает одной взлётно-посадочной полосой, покрытой асфальтом, размерами 3200 на 45 метров.
2. Международный аэропорт Тюбу (Сэнторэа) (Chūbu Centrair International Airport), Япония
Международный аэропорт Тюбу расположен на искусственном острове в заливе Исэ (Ise Bay), около города Токонамэ (Tokoname City), префектуры Айти (Aichi), в 35 километрах к югу от Нагои (Nagoya) центральной Японии.
Аэропорт классифицируется как аэропорт высшего класса и является главным международным шлюзом в японский регион Тюбу (центральный). Тюбу является третьим морским аэропортом Японии, после Нагасаки и Кансай (Kansai International Airport), и также является вторым аэропортом, построенным в Японии на рукотворном острове. В Японии на данный момент существует пять морских аэропортов – включаю Кобе (Kobe) и Китакюсю (Kitakyushu).
Главный терминал построен в форме буквы Т, от центральной площадки отходят три пирса аэропорта. Это устройство позволяет сохранять дистанцию необходимую для прохождения регистрации меньше 300 метров. Изначально архитекторы планировали сделать главный терминал в форме напоминающей журавля оригами, но этот план не был выполнен из-за излишних затрат.
В 2006 году аэропортом воспользовалось около 11 721 673 людей, что делает его восьмым по занятости в стране. В 2005 году объём грузоперевозок составил 273 874 тонн. Во время налогового года, закончившегося в марте 2011 года, вышеупомянутое число сильно упало, до 9,06 миллионов пассажиров.
Международные и внутренние перевозки составили в тот год всего 151 000 тонн, и это серьёзное сокращение перевозок обуславливается в основном сильным падением производства, которое испытывает на себе префектура Айти с 2008 года.
3. Аэропорт Маамигили (Maamigili Airport), Мальдивы
Аэропорт Маамигили расположен на острове Маамигили атолла Алиф Даал (Alif Dhaal Atoll) (также известный как Ари Атолу Декунубури (Ari Atholhu Dhekunuburi)) на Мальдивах и был открыт 1 октября 2011 года.
Аэропорт расположен на высоте в 2 метра над уровнем моря. Он обладает одной взлётно-посадочной полосой с бетонным покрытием размерами 1800 на 30 метров.
4. Аэропорт Кобе (Kobe Airport), Япония
Аэропорт Кобе – аэропорт, расположенный на искусственном острове, неподалёку от берега Кобе, в 8 километрах к югу от станции Санномия (Sannomiya Station), в Японии. В основном аэропорт занимается локальными рейсами, но также может быть использован для международных чартерных рейсов.
В первый год своей работы (2006) через аэропорт прошло 2 697 000 пассажиров, а средняя загрузка самолётов составляла 61,1%. В 2010 налоговом году им воспользовалось 2 215 000 пассажиров и уровнем перегрузки в 69,2%.
Некоторые международные чартерные рейсы также используют аэропорт Кобе. Хотя взлётно-посадочная полоса аэропорта недостаточно длинна, чтобы принимать далёкие рейсы из Европы и Америки, аэропорт иногда используется для чартерных рейсов в Китай и другие ближайшие страны.
Министерство транспорта запретило «регулярные международные чартеры» и ограничила количество регулярных местных рейсов числом 30, чтобы предотвратить слишком большую нагрузку воздушного пространства в этой области и обеспечить рост аэропорта Кансай. Ограничения на количество полётов вызвали противоречия, сторонники аэропорта Кобе утверждают, что ограничение было основано на предположении, что с Кансай должно было бы вылетать в два раза больше рейсов, чем сейчас: учитывая, какой траффик проходит через аэропорт Кансай, Кобе должны были бы разрешить совершать 6 или 7 полётов в час.
5. Международный аэропорт Гонконга (Hong Kong International Airport), Китай
Международный аэропорт Гонконга – главный аэропорт Гонконга. Он расположен на острове Чхеклапкок (Chek Lap Kok), который на данный момент в основном используется именно для аэропорта. Аэропорт также широко известен, как Чхеклапкок, чтобы не путать его с его предшественником, ныне закрытым аэропортом Каи Так (Kai Tak Airport).
Аэропорт начал использоваться в коммерческих целях с 1998 года, заменив собой аэропорт Каи Так, и является важным региональным центром грузоперевозки, пассажирским узлом и «аэроворотами» в континентальный Китай (более 40 пунктов назначения) и остальной Азии. Аэропорт на данный момент является самым загруженным в мире по части грузоперевозок, и одним из самых загруженных по части пассажиропотока.
Это главный пункт назначения для множества авиалиний, включая Китайские авиалинии и Китайские Восточные авиалинии, которые совершают 18 рейсов в Гонконг в день (в одну сторону) из 15 городов. Авиалинии Virgin Atlantic, United Airways и Air India используют Гонконгский аэропорт в качестве промежуточной посадки для полётов соответственно из Лондона в Сидней, из Токио в Сингапур и Хошимин, а также из Индии в Осаку и Сеул.
6. Хендерсон-Филд (Henderson Field), США
Хендерсон-Филд – общественный аэропорт, расположенный на острове Сенд Айленд (Sand Island), атолл Мидуэй (Midway Atoll) – на не включённой территории Соединённых Штатов. Аэропорт используется в качестве запасной точки на случай аварии в ETOPS (нормы полётов на малоориентированной местности для двухмоторных самолётов) полётах. Он всё ещё используется в этих целях – самые недавние случаи произошли в июне 2011 года и в июле 2012.
Хендерсон-Филд является не контролируемым аэропортом (без диспетчерской вышки). Прилёты и отправления обычно ограничиваются ночным временем суток в октябре-августе, дабы не тревожить альбатросов, живущих тут (атолл Мидуэй является домом для самой большой в мире колонии альбатросов во время их гнездования).
7. Аэропорт Китакюсю (Kitakyushu Airport), Япония
Аэропорт Китакюсю расположен в районе Кокураминами-ку (Kokuraminami-ku), Китакюсю, префектура Фукуока (Fukuoka), Япония. Он построен на искусственном острове в западной части Внутреннего Японского моря (Seto Inland Sea), в 3 километрах от основной части города. Аэропорт был открыт 16 марта 2006 года и назывался на тот момент Новый аэропорт Китакюсю, но был переименован в 2008 году. Он расценивается как региональный аэропорт, но обслуживает и некоторые международные чартерные полёты.
Размеры взлётно-посадочной полосы составляют 2500 на 60 метров (есть также отдельный автомобильный путь размерами 2500 на 30 метров), что позволяет обслуживать Боинг 747 и другие большие реактивные самолёты. Рукотворный остров, на котором построен аэропорт, в длину достигает 4125 метров, а в ширину 900 метров. По причине размеров острова и относительно маленькой глубины окружающих вод (около 7 метров), возможно будущее расширение.
8. Международный аэропорт Макао (Macau International Airport), Китай
Международный аэропорт Макао, открытый для коммерческого использования в ноябре 1995 года, расположен на восточной части острова Тайпа (Taipa) и частично в прибрежных водах и является единственным аэропортом Макао.
Взлётно-посадочная полоса была построена на территории, которая раньше находилась под водой, прилежащей к острову Тайпа, и там также расположены основной терминал и здания управления воздушным движением. Взлётно-посадочная полоса соединяется с площадкой для стоянки самолётов при помощи двух небольших шоссе.
Взлётно-посадочная полоса на момент строительства
Аэропорт рассчитан на обслуживание шести миллионов пассажиров в год, за час через него могут пройти 2000 пассажиров. Аэропорт работает 24 часа в сутки. Стоянка для самолётов может вместить 24 самолёта, а также тут существует 4 телескопических трапа.
Самолёт на рулёжной дорожке, ведущей к взлётно-посадочной полосе на искусственном острове
Несмотря на свои небольшие физические размеры, аэропорт способен принимать Боинги 747 и Ан-124, которые составляют важную связующую линию грузоперевозок между местными производителями и зарубежными рынками. Служба общественного питания аэропорта может производить 10 000 порций в день.
9. Международный аэропорт Кансай (Kansai International Airport), Япония
Международный аэропорт Кансай – международный аэропорт, расположенный на искусственном острове в центре Осаксого залива (Osaka Bay), в 38 километрах на юго-запад от станции Осака, расположенный между тремя городами – Идзумисано (Izumisano) (на севере), Сеннан (Sennan) (на юге) и Тадзири (Tajiri), в префектуре Осака, Япония. Аэропорт находится у берегов Хонсю. Кансай служит международным хабом для авиалиний All Nippon, Японские авиалинии, и Японской грузовой авиакомпаний, а также служит базой для компании Peach – первой международной лоу-кост авиакомпанией в Японии. Аэропорт также широко известен среди японцев как Канку (Kankū).
Строительство его началось в 1987 году. Морская стена была завершена в 1989 году (её построили из камня и 48 000 четырёхгранных бетонных блоков). Из трёх гор был добыт 21 миллион кубометров грунта. За три года 10 000 рабочих, 10 миллионов часов работы и 80 кораблей потребовались для того, чтобы построить 30-метровую насыпь над морским дном, внутри морской стены. В 1990 году был завершён трёхкилометровый мост, который соединяет остров с городом Ринку (Rinku Town), расположенном на суше – на его строительство был потрачен 1 миллиард долларов.
Было рассчитано, что остров осядет на 5,7 метра по самым оптимистичным прогнозам, так как материалы, применённые во время строительства, должны были постепенно уплотниться и осесть. Однако на данный момент остров просел на 8 метров, намного больше чем предсказывалось. Проект стал самым дорогим строительным проектом гражданского сооружения за современную историю – на него ушло 20 лет планирования, 3 года строительства и несколько миллиардов инвестиций.
Многое из того, что было обнаружено во время постройки этого аэропорта, было применено в дальнейшем строительстве искусственных островов для аэропортов Китакюсю, Кобе и Тюбу. Вынесенные из строительства Кансайского аэропорта уроки также были применены во время строительства международного аэропорта Гонконга.
10. Аэропорт Нагасаки (Nagasaki Airport), Япония
Аэропорт Нагасаки – международный аэропорт, расположенный в 4 километрах к западу от железнодорожной станции города Омура (Ōmura) и в 18 километрах к северо-востоку от железнодорожной станции Нагасаки в городе Нагасаки, в префектуре Нагасаки, Япония. Терминал и взлётно-посадочная полоса расположены на острове, но на суше есть и более короткая взлётно-посадочная полоса.
Современный терминал и взлётно-посадочная полоса были открыты 1 мая 1975 года. Хотя аэропорт Нагасаки в целом похож на другие островные японские аэропорты Кансай, Кобе, Китакюсю и Тюбу, остров, на котором расположен аэропорт, существовал (правда, в совсем других очертаниях) до того, как был построен аэропорт. Строительство аэропорта потребовало выравнивания холмов на острове, а также формирования насыпи вокруг его берегов, увеличив площадь острова с 0,9 до 1,54 квадратных километров.
11. Международный аэропорт Маршалловых Островов (Marshall Islands International Airport), Маршалловы Острова
Международный аэропорт Маршалловых Островов, также известный под названием Международный аэропорт Амата Кабуа (Amata Kabua) – аэропорт, расположенный в западной части города Райрок (Rairok), на юге острова Маджуро (Majuro Atoll), столицы республики Маршалловы Острова. Аэропорт был построен в районе 1943 года на островках Аненелибв (Anenelibw) и Локойбар (Lokojbar). Он заменил собой аэродром Маджуро – покрытую кораллами лётную полосу на острове Делап (Delap), в восточной части атолла Маджуро. Аэропорт Маджуро был построен японскими оккупационными войсками в 1942 году.
Терминал аэропорта состоит из нескольких одноэтажных строений (маленьких ангаров). До 1970-х годов в аэропорту отсутствовали физические строения. Современная структура терминала и взлётно-посадочная полоса, а также перрон были построены в 1971 году. Пассажиры рейсов, прилетающих в этот аэропорт, спускаются с самолёта по лестнице, и пешком добираются до терминала.