Крупные катастрофы с участием самолётов, поездов, автобусов и океанских лайнеров обычно получают широкое освещение в средствах массовой информации, цель которых, очевидно, состоит в том, чтобы заставить нас ещё больше бояться всех видов транспорта, так как у людей, как правило, плохо с расчетами вероятности катастроф. Такие сообщения в новостях отнюдь не умаляют нашей боязни лететь самолётом после их просмотра, но вот если бы средства массовой информации освещали и такие случаи, в которых, несмотря на все предпосылки, катастрофы не произошло – людям бы было намного спокойнее.
10. Избежание катастрофы с участием Аэробуса A320 в Гамбургском аэропорту
1 марта 2008 года пассажирский самолёт компании «Lufthansa» со 137-мя пассажирами и членами экипажа на борту прибыл в Гамбург из Мюнхена. Однако по мере приближения к аэропорту пилоты заметили, что погодные условия в аэропорту были менее чем благоприятными для посадки; область находилась в разгаре свирепого зимнего шторма, а порывы ветра доходили до 96 километров в час. Капитан, которого в прессе упомянули просто как «Оливер А.», решил совершить посадку, которая вначале пошла удачно.
Как только самолет коснулся взлётно-посадочной полосы, он попал под сильнейший порыв бокового ветра, в результате чего его левое крыло коснулось земли. Самолет накренился, угрожая полностью выйти из-под контроля, и именно тогда пилот принял решение, которое вначале показалось немыслимым - он снова поднял самолёт в воздух.
Вполне возможно, что это решение спасло жизни всех на борту, так как продолжение первой попытки посадки, скорее всего, привело бы к катастрофе. Самолет испытал лишь незначительные повреждения, и был в состоянии подняться в воздух и сделать круг вокруг аэропорта. Затем, капитан с «героическим спокойствием» попытался сделать ещё одну посадку, которую он отлично выполнил. Все 137 пассажиров и членов экипажа вышли из самолёта самостоятельно, потрясенные, но абсолютно невредимые.
9. Крушение поезда в Хельсинки
В то время как в январе 2010 года пассажирский поезд стоял на станции в Хельсинки, Финляндия, чтобы принять на борт пассажиров, что-то пошло не так. Четыре пустых вагона, в которых не было никого, кроме кондуктора и двух других членов экипажа, отцепились от поезда в процессе торможения и понеслись дальше – прямо к главному залу ожидания станции, который был заполнен людьми, желающими успеть в пункты своего назначения в занятой день понедельника.
Недолго раздумывая, поездной диспетчер принял невероятное решение. Он быстро перенаправил четыре вагона, которые поставили бы под угрозу главный зал, с пути под номером девять, на путь номер тринадцать, что привело к тому, что они понеслись к офисному крылу пансионата Холидэй (Holiday Inn hotel). Диспетчер посчитал, что офисы, скорее всего не будут заполнены людьми в такой ранний час, по крайней мере, там их должно было быть намного меньше, чем в главном зале станции – и он не ошибся.
На самом деле, офисное крыло было абсолютно пустым. Вагоны пробили бетонный барьер и врезались в прихожую пансионата, в результате чего пансионату было нанесено довольно много урона, но основные повреждения получили сами вагоны. Чудесным образом ни один человек не пострадал. Начальник службы безопасности «VR», компании, которая оперирует поезда, высоко оценил заслугу диспетчера, имя которого не было разглашено прессе. Мы можем только надеяться, что гости пансионата, по крайней мере, получили бесплатный континентальный завтрак или что-то вроде этого.
8. Рейс 8078 компании «TAM»
Рейс 8078 из Рио-де-Жанейро должен был приземлиться в международном аэропорту JFK в сентябре 2012 года, когда пилот заметил проблему с передним шасси. Дело было не в том, что они не выпустились, а в том, что они выпустились криво, под углом в 90 градусов. Шасси не приспособлено для работы в таком положении, поэтому капитан Масир де Оливейра (Moacir de Oliveira) должен был быстро принять решение, которое довольно сильно повлияло на 190 человек, находившихся на борту его самолета.
После краткой консультации с членами своего экипажа и местной администрацией, Оливейра спокойно поручил своим пассажирам готовиться к посадке, потому что он решил сажать самолёт. Когда самолет уверенно пошёл на снижение к взлётно-посадочной полосе, его бесполезное переднее шасси накрепко застопорилось в неправильном положении. Пассажиры кричали и плакали во время того, как капитан объяснял, что всё будет хорошо, так как он и его команда знали, что делали (а именно – совершали аварийную посадку). Затем, за несколько секунд до непосредственного касания земли, произошло невероятное.
Переднее шасси выпрямилось само по себе. Авиационные техники, ожидавшие самолёт на взлётно-посадочной полосе, чтобы помочь с аварийной посадкой, сказали, что всё это выглядело так, как будто «рука бога» спустилась и поправила шасси. Самолёт приземлился совершенно нормально, и шокированные пассажиры взорвались аплодисментами.
7. Мост обрушился под школьным автобусом
Хотя это событие не кажется крупной катастрофой, сравнимой со многими в этом списке, это всё же была необычная ситуация, с которой столкнулась водитель школьного автобуса Дебби Брэди (Debbie Brady) январским днём 2012 года. Eё быстрая реакция на сложившуюся ситуацию, вероятно, спасла жизни четырёх детей, не говоря уже о ней самой.
Она развезла по домам всех детей, кроме четырех, к тому моменту, когда автобус достиг Южного моста на Хэритадж Крик Роуд (Heritage Creek road). Дорожные рабочие сообщали о проблемах с мостом, который, по-видимому, прогнулся из-за сильного водостока, образовавшегося в результате того, что в этой области дождь шёл в течение двух дней без остановки. Выборный окружной администратор уже был на пути, чтобы осмотреть состояние моста, когда (почти) произошло невероятное.
Впоследствии Брэди сообщила прессе, что на первый взгляд с мостом не было никаких проблем, иначе бы она не поехала по нему. Тем не менее, как только передние колеса коснулись моста, он рухнул, и передняя часть автобуса накренилась вниз под углом 45 градусов к ледяному ручью. Брэди спокойно направила запаниковавших детей через единственный выход - из передней двери автобуса через рушившийся мост, в безопасное место.
Затем, прежде чем пойти домой, и предположительно, забиться в панике, Дебби Брэди отвела всех четырёх детей домой к их родителям.
6. Иранский авиарейс 742
Иранский командир воздушного судна Хушанг Шахбази (Hooshang Shahbazi) был за штурвалом Боинга 727, который приближался к аэропорту Тегерана, когда переднее шасси самолёта не выпустилось. Несмотря на то, что существуют меры по устранению неисправностей, которые могут быть приняты в таком случае, у капитана Шахбази была причина для того, чтобы впасть в уныние. Боинг 727 это устаревшая модель, которой на время этого инцидента в 2011 году было 40 лет, кроме того, около восьми месяцев до этого происшествия в Северном Иране разбился аналогичный самолет, убив всех на борту.
Капитан оставался спокойным. Попытка устранить неисправности не дала результатов, и было принято решение перенаправить самолёт в Мехрабад (Mehrabad), где он мог пойти на низкую посадку, так как подтвердилось то, что шасси было заблокировано.
Продемонстрировав стальные нервы, Шахбази посадил самолет на двух шасси и носовой части. Несмотря на то, что это посадка, должно быть, была не из самых приятных, все 113 пассажиров самолета не только выжили, но даже не пострадали. Как это типично для Ирана, героические усилия пилота не только не были признаны правительством, но он ещё и был отстранен от полета на срок в два месяца, на то время пока шло расследование случившегося.
5. Бомба на поезде
Теракт, который мог оказаться одним из самых смертоносных в истории, был сорван в Гувахати (Guwahati), Индия, в июне 2011 года. Проводя обычную проверку пассажирских вагонов на Канченджанга Экспрессе (Kanchenjunga Express), железнодорожная полиция, наткнулась на то, что, должно быть, заставило их кровь застыть в жилах: внутри небольшого, но, как ни странно тяжёлого пакета без бирки находилось взрывное устройство. И довольно мощное.
В стальной банке из-под молока было импровизированное устройство, содержавшее три детонатора и от 4 до 5 килограммов взрывчатых веществ, что достаточно для того, чтобы вызвать адский взрыв поезда. Более тысячи пассажиров были эвакуированы из поезда, перед тем как сапёры разминировали устройство.
Ответственность за бомбу взяла на себя террористическая группировка под названием Народная Армия Адиваси (Adivasi People’s Army) и, наверное, дала себе обещание в следующий раз лучше прятать бомбы. Сотни людей были спасены только благодаря бдительности железнодорожных служащих.
4. Рейс 16 польских авиалиний
В ноябре 2011 года капитан польских авиалиний Тадеуш Врона (Tadeusz Wrona) вёл свой самолет на посадку в Варшавский международный аэропорт имени Фредерика Шопена (Warsaw’s Frederic Chopin International Airport), после долгого рейса из Нью-Джерси. «Я летал на этом самолёте 500 раз», - рассказал он позже изумленной прессе «и это первый раз, когда шасси не открылось».
Центральная гидравлическая система самолёта почти полностью вышла из строя, и шасси не раскрылось. После того, как он объяснил ситуацию 231 пассажиру и членам экипажа и покружил в течение часа над аэропортом, готовясь к посадке, предоставив каждому человеку на борту время, чтобы пообщаться с каждым Богом, в которого каждый когда-либо верил, Врона повёл рейс767 на посадку на «животе самолёта» с визгом, трением, и искрами. После того, как самолёт резко остановился, пассажиры спешно высадились, и им было сказано бежать к соседнему полю, как можно дальше от дымившегося самолета.
Однако час кружения вокруг аэропорта сжёг большую часть топлива (которое оставалось на тот момент), поэтому не произошло никакого взрыва, не было даже пожара и все обошлись без травм. Капитан Врона впоследствии преуменьшил свой героизм, сказав, что по существу, любой пилот должен был в состоянии осуществить такую невозможную посадку, и что он прокручивал этот инцидент у себя в голове много раз, пытаясь определить, что бы он мог сделать лучше. Наверное, даже Бэтмен не смог бы справиться с этой задачей лучше.
3. Несчастный случай с водителем, у которого случился приступ за рулём
Во время поездки 2012 года из Филадельфии в Питтсбург на борту двухэтажного Мега автобуса (Megabus), пассажиры почувствовали, что что-то было не так, когда автобус начал крениться из стороны в сторону. Это само по себе было страшно, но гигантский автобус не замедлялся, он наоборот набирал скорость, которая и без того составляла почти 113 километров в час.
У водителя случился приступ, который обездвижил ее, и она не смогла восстановить контроль над автобусом. По мере того, как виляние автобуса становилось всё более и более явным, пассажиры начали паниковать - и именно в этот момент на дороге появились грузовые автомобили с полуприцепами. Два из них, каждый по обеим сторонам автобуса прижали его, пытаясь не дать ему вылететь с дороги.
В то время как грузовики служили своего рода барьером, встревоженный пассажир – молодой священник, который только получил права на управление грузовым автомобилем, буквально прыгнул на колени водителя и взял управление автобусом на себя, медленно остановив его на краю дороги. К всеобщему удивлению ни один из полуприцепов не получил никаких повреждений и водители просто проехали дальше, когда увидели что ситуацию взяли под контроль. Героический пассажир, отказался от публичной огласки его заслуги, может он и не пожелал, чтобы его запомнили за его самоотверженность, но 50 с лишним человек, жизни которых он спас – не забудут его никогда.
2. Круизный лайнер чуть не врезался в мост
Капитан Питер Лили (Peter Liley) вёл круизный корабль компании «Carnival» под названием «Тихоокеанский Рассвет» (Pacific Dawn) на реке Брисбен в Австралии в апреле 2010 года, когда на корабле внезапно отключилось электричество и пропульсивная установка. Корабль внезапно превратился в огромный медленно плывущий каркас, находящийся в 640 метрах от моста Гейтуэй (Gateway Bridge).
Капитан и команда оставались спокойными, и даже проинформировали о сложившемся положении пассажиров, в то время как корабль шёл на таран на мост, рассчитанный на шесть полос. Капитан был весьма обеспокоен вероятностью того, что корабль протаранит опоры моста - этим он с пассажирами не поделился. В то время как он пытался вырулить обездвиженный корабль, два буксирных судна присоединились к нему, и начали сильно тянуть в противоположном от моста направлении.
Невероятно, но им удалось полностью остановить обездвиженный корабль, менее чем в ста метрах от огромного моста. Корабль был отбуксирован в порт, где было установлено, что всему виной был неисправный предохранитель, который вышел из строя в связи с протечкой морской воды. Как это ни удивительно, но представитель компании «Carnival» в Австралии заявил, что «ситуация была под контролем», и что явилась результатом «временной потери энергии», а также, что в следующие выходные этот корабль отправится в другой круиз на юг Тихого океана.
1. Советская посадка на воду
В августе 1963 года 27-летний капитан Виктор Мостовой был за штурвалом пассажирского самолета Аэрофлота Ту-124, направлявшегося в Москву. Стало очевидным, что вскоре после взлета что-то пошло не так; шасси не удалось убрать должным образом, и они застряли в неправильном положении. Наземным управлением было принято решение перенаправить полёт в Ленинград, и самолет сделал несколько петель над аэропортом города, чтобы сжечь топливо.
После того, как топливо закончилось, один двигатель вышел из строя, а затем и другой. Самолёт был теперь очень большим и не слишком маневренным планером, с 52 испуганными людьми на борту.
В тот момент самолет находился над центром города, слишком далеко от аэропорта, чтобы даже пытаться посадить его на взлётно-посадочную полосу, и экипаж решил, что единственным выбором для взлётно-посадочной полосы теперь была река Нева, шириной примерно 300 метров. Посадки на воду, как известно, проходят не очень хорошо и именно по длине этой реки было расположено три моста, через которых Мостовому пришлось бы маневрировать, но так как другого выхода не было, он направил самолёт на посадку.
Первый мост, Литейный, они успешно обошли на хорошем расстоянии в 90 метров. Второй, Большеохтинский, был пройден менее чем в 30 метрах. Ну а с последним мостом Александра Невского, самолёт чуть не столкнулся. Когда рабочие заметили приближение самолёта, они с криками попрыгали в воду. Самолёт соприкоснулся с водой прямо рядом с буксирным судном 1800-х годов.
Капитан буксирного судна разбил лобовое стекло самолета, привязал кабель к колесу, управляемому из кабины пилота, и приступил к буксировке начавшего тонуть самолета (со всеми пассажирами и экипажем по-прежнему находящимися на борту) на берег реки, где были эвакуированы и они сами и багаж. Вскоре приехал автобус, чтобы доставить всех в аэропорт. Ничего необычного, просто очередной рейс в Москву.