Давид Че́рны (David Cerny) — один из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру. Произведения Давида Черного часто вызывали резкую критику общественности, тем не менее, ряд его работ, установленных в Праге, получили широкое признание и стали одной из ярких достопримечательностей чешской столицы. Прага была бы не совсем Прагой, не потрудись над ее обликом молодой скульптор ;)
Давид Черны родился 15 декабря 1967 года в Праге. Семья его была тесно связана с искусством: отец был художником-графиком, а мать – реставратором. Еще в детстве Давид отличался бунтарским духом: учитель рисования однажды изолировал его от остального класса из-за хулиганского поведения, в прессе также публиковались сведения о том, что из-за Черны двое школьных учителей попали в психиатрическую клинику.
Черны поначалу отказывался идти по стопам родителей и занимался электротехникой, паял электросхемы. Однако это ему скоро наскучило, и он решил поступить в пражскую Высшую художественно-промышленную школу, но три года подряд не мог пройти вступительные экзамены. Однако в 1988 году ему это удалось. Черны окончил школу в 1996 году, хотя за все время обучения занимался в ней не более трех месяцев из-за отсутствия оборудованных мастерских.
Известность Черны принес его перфоманс в 1991 году, вызвавший широкий общественный резонанс: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет советский танк ИС-2, который находился на площади перед дворцом Юстиции. Считалось, что это первый танк, который вошел в город в 1945 году, и он символизирует собой освобождение Праги советскими войсками от фашистов. Однако после событий 1968 года – когда страны Варшавского договора вторглись в Чехословакию – памятник стал восприниматься как символ коммунизма и советской оккупации.
Хулигана отыскали. Да он и не скрывался, утверждая, что розовый танк – это не вандализм, а арт-акция, направленная против символики, заложенной в советском военном памятнике. Аргументы Черны не были приняты, и он был арестован, танку вернули зеленую ливрею, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован.
Среди произведений Давида Черного выделяются:
Скульптура Quo vadis (Куда идешь) (1990)
Эта одна из первых работ, принесшая автору популярность. Скульптура, установленная у посольства Германии в Праге, представляет собой «народный» автомобиль «трабант» на человеческих ногах. Посвящена политическим беженцам из Восточной Германии. В 1989 году, до падения Берлинской стены, немцы из ГДР, которым не нужна была чешская виза, толпами приезжали в Прагу на своих «трабантах», бросали машины у посольства ФРГ и бежали просить политического убежища.
«Подвешенный человек» (1996)
Скульптура представляет собой фигуру Зигмунда Фрейда (некоторые чехи полагают, что это – Ленин) в полный рост, которая висит над улицей, цепляясь одной рукой за горизонтальную мачту. В сумерках ее часто путают с настоящим человеком.
Инсталляция «Эмбрион» (1996)
К 50-летию пражского театра Na Zábradlí Давид Черны сделал вот такой подарок. На стене здания, в котором располагается театр, появился эмбрион на пуповине. При этом пуповиной ему служит обычная водосточная труба на боку здания. По задумке автора, «Эмбрион» символизирует зарождение творчества. Несмотря на то, что эта скульптура абсолютно не противоречива и гармонично вписывается в облик здания, Черны все же подвергся волне критики. Даже сами сотрудники театра разделились на два лагеря: тех, кто доволен подарком, и тех, кто хочет от него отказаться. Больше всего скульптуре рады туристы, так как после захода солнца она начинает мерцать приятным красноватым светом.
Скульптура «Конь» (1999)
Это наиболее известная работа Черны. Изображает Святого Вацлава, сидящего верхом на брюхе мертвого и подвешенного за ноги коня. Была установлена в 1999 году на Вацлавской площади в Праге напротив обычного конного памятника королю. В настоящее же время скульптура находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице. Представляет собой метафорическую критику правительства Чехии.
«Гигантские младенцы» (2000)
В 2000 году на пражской телебашне в Жижкове была размещена скульптурная композиция в виде гигантских (3,5 метра в длину) безликих младенцев, ползущих на большой высоте вверх и вниз по стенам башни. Благодаря этим инопланетным младенцам телевизионная башня превратилась в один из наиболее популярных туристических объектов Праги.
Гигантские младенцы были придуманы скульптором в 1994 г., когда он жил в Нью-Йорке, для музея современного искусства в Чикаго. Однако музей не нашел денег на инсталляцию, и фигуры некоторое время кочевали по выставкам, успев побывать даже в Киеве.
В 2000 году, когда Прага была объявлена одной из культурных столиц Европы, Давид Черны жил в пражском районе Жижков. Местные власти попросили его сделать что-нибудь для района. Так десять «негритят» появились на жижковской телебашне. Правда, на переговоры с властями ушло целых полтора года. Скульптор тщательно выбирал место на башне для каждого из младенцев, и до сих пор недоволен расположением одного из них.
В числе нереализованных проектов – инсталляция для Народного Театра под названием «Народ себе навсегда» (2002). Театр был построен на деньги, собранные народом. Сразу же после открытия, в 1881 году, в здании произошел страшный пожар, и на восстановление театра чехи снова собрали деньги – миллион златых всего за 47 дней. Поэтому и девиз театра соответствующий – «Народ себе».
Давид Черны хотел разместить на крыше театра десятиметровую золотую скульптуру обнаженного Титана, из пениса которого время от времени весьма недвусмысленным образом вырывались бы потоки воды. С одной стороны, фигура намекала бы на историю и девиз театра, отчасти символизируя пожарный брандспойт, с другой, это было бы небольшим хулиганством по отношению к прохожим внизу.
Скульптура должна была быть установлена в мае 2003 года, накануне референдума по поводу вступления Чехии в Евросоюз. Проект был щедро спонсирован человеком, пожелавшим остаться неизвестным, однако руководство театра в конце концов решило отказаться от него, как пишет Черны, «побоявшись потерять свои места».
А эта инсталляция Черны (2003) находится в одной из пражских галерей Современного исскуства. Здесь можно реально заглянуть в попу. современному искусству.
Будучи человеком «техническим», Давид Черны придает многим своим работам не совсем скульптурные возможности. Так, его проект 2004 года «Piss – Кирпичный завод Гергета», представляет собой две бронзовые фигуры, писающие в водоем, напоминающий своими очертаниями карту Чехии. Скульптуры не просто льют воду, а выводят струями различные тексты, в том числе и по запросам. Так, можно даже заставить статуи «написать» собственную фразу, отправив с мобильного телефона SMS-сообщение.
«Банкет гигантов» (2005)
Автобусная остановка в городе Либерц, стилизованная под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду. На столе, среди кружек с пивом – голова в очках, в которую воткнуты нож и вилка. Это голова Конрада Генлейна, который был в этих местах рейхс-наместником в годы фашистской оккупации.
В 2005 году получила известность и другая скандальная работа Черны: это была пародия на работу Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», в которой в аквариум с формальдегидом была помещена акула. Вместо акулы Черны поместил в желто-зеленый раствор формальдегида фигуру повешенного полуголого Саддама Хусейна. Впоследствии посол Ирака в Чехии потребовал убрать эту скульптуру с выставки, и она была запрещена к показу в Бельгии и Польше.
Фонтан «Метаморфозы» (2007)
Находится в Северной Каролине и представляет собой металлическую голову, способную изменять свою форму, причем сам Черны может управлять ей через Интернет.
Конечно, это далеко не все работы арт-хулигана. Его произведения выставлялись на многих музеях и галереях, за свои смелые взгляды он приобрел не только поклонников, но и врагов.
Давид Черны считает, что искусство должно содержать в себе какое-то послание, нести какой-то подтекст. А провокация – это просто более веское послание. Шутника часто спрашивают, что же он хочет сказать той или иной работой. Однако скульптор считает, что главное – объяснить это самому себе, а некоторые вещи пояснять людям не нужно вообще – пусть догадываются сами. И в самом деле, над творениями Давида Черны иногда можно долго ломать голову.
Дорогой друг, рекомендуем войти на сайт под своим логином, либо авторизоваться через свою соцсеть.
Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!
Авторизоваться через:
Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!
Авторизоваться через:
Комментарии (31)
Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.НАВИГАЦИЯ
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
популярные посты
НОВОЕ НА САЙТЕ
последние посты