Ангкор, Камбоджа — столичный район Кхмерской империи IX—XV вв., где сохранились Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом — памятники искусства кхмеров, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Причудливые кхмерские руины.
Количество туристов в Ангкоре сравнимо с числом китайцев на Великой Китайской стене. И если у вас есть желание сфотографировать наиболее посещаемые храмы, а не местами проступающие камни под слоем потных тел разных национальностей, то занимать позицию надо еще до рассвета.
Ангкор воистину грандиозен, весь комплекс памятников занимает площадь более двухсот квадратных километров. Часть храмов еще скрыта джунглями, другие сильно разрушены или, наоборот, приведены реставраторами в малоинтересное состояние. Впрочем, хватает еще руин, находящихся в прекрасной стадии живописного упадка.
В 790 году из индонезийского плена возвратился кхмерский король Джаяварман II. Причина, по которой индонезийские узурпаторы избавились от излишне буйного пленника, скрыта во мраке веков, но возвратившийся на родину юноша развил бурную деятельность. Научили его плохому в Индонезии, или сам он таким агрессивным уродился, но путем немалого числа войн и междуусобиц Джаяварман II оттяпал соседние княжества, установив контроль над большей территорией страны.
Времена были темные, письменных источников тех лет не сохранилось, посему так ли оно было на самом деле остается лишь гадать, но неугомонный король прославился тем, что не только основал Ангкорскую империю, но и зачем-то трижды переносил столицу. Есть мнение, что столица двигалась в поисках продовольствия. Сперва древние кхмеры изничтожали все съестные припасы в каком-то одном районе, после чего всей столицей перемещались для опустошения соседних земель.
Так или иначе, но в 802 году вконец зазнавшийся Джаяварман II, устроив торжественный шабаш на священной горе Кулен, провозгласил себя королем-богом. Не ограничиваясь громким титулом, Джаяварманыч ввел в обиход новую веру - культ себя любимого, попутно объявив о независимости кхмерского государства от Индонезии. Эту дату и принято считать началом Ангкорского периода, хотя его воинственный основатель прославился лишь постоянным переносом столиц.
Четыре десятка королей в той или иной степени приложили буйство своей фантазии к архитектурным сооружениям Ангкора за время существования империи Камбуджадеша. Кто-то заставил подданных возвести пафосный храм, кто-то вырыл обширный водоем, а от кого-то в истории осталось лишь имя. Зато во времена его правления кхмеры были избавлены от суеты по обтесыванию камней и рытья канав.
Традицию возводить монументальные сооружения положил взошедший в 887 году на трон Индраварман I. За время его правления был вырыт водоем и вытесана пара храмов. Климат не провоцировал кхмеров к строительству капитальных жилищ из кирпича или камня. Даже короли всегда жили лишь в деревянных домах, простой люд и в наше время довольствуется хижинами на сваях. Все ныне существующие постройки - культовые, в которых никто никогда не жил, а также ворота, городские стены, мосты, зажатые массивными набережными квадратные водоемы и широченные рвы. От деревянной же истории кхмеров ничего не сохранилось.
Храмы Ангкора не являются действующими и блуждающие монахи присутствуют тут в качестве туристов.
В окрестных зарослях затерялись многочисленные следы строительного рукоблудия более ранних периодов. Удерживаемые лишь корнями деревьев, остатки стен не тронуты археологами, не влекут туристов, да и вряд ли когда будут восстановлены.
Ставший 1181 году королем Джаяварман VII захватил Чампу вместе с тамошним правителем, присоединив к Камбодже новые земли и снабдив резчиков по камню новыми сюжетами для барельефов.
Увлеченный буддизмом, Джаяварман VII развернул бурное строительство и за сорок лет своего правления соорудил храмов больше, чем было построено за всю ангкорскую историю до него.
Туристам предлагается изобилие транспортных средств для перемещения по Ангкору. Помимо автобусов, такси, мотоциклов и тук-туков, можно совершить прогулку на слоне или подняться на воздушном шаре.
Конечно, главное украшение Ангкора не камни, а вот эти, не везде еще вырубленные реставраторами корни деревьев. Золотые в солнечных лучах щупальца деревянных спрутов сжимают позеленевшие развалины Та Прома - монастыря, посвященного матери Джаявармана VII.
Его величество очень любил маму, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи, перечисляющие несметное количество народа и имущества, которое содержал монастырь в ее честь. В списке 2740 чиновников с 2202 помощниками, 615 танцовщиц, 512 шелковых постелей и 523 зонтика от солнца. Получается, что не всем, кому полагалась танцовщица, давали зонтик от солнца, а некоторым обладателям зонтиков не досталось шелковой постели.
Камбоджийская буйная природа не только щедро украсила стены храмов растительностью, но и живописно заболотила кувшинками рвы и искусственные водоемы. В тысячелетнем спокойствии стоячей воды отражается пронзительно синее ангкорское небо.
Своего папу Джаяварман VII также любил, посему, как и маме, посвятил ему буддистский монастырь Пре Кан (Preah Khan).
Пре Кан воздвигнут на месте, где Джаяварман VII в сражении одержал победу над армиями Чампы. Место это находится в пятистах метрах от стен Ангкор Тома. Короли в древности были ленивы и далеко от дома сражаться не ходили.
Нек Пин (Neak Pean) - храм на искусственном острове, сооруженном посреди большого квадратного бассейна. Комплекс бассейнов был построен Джаяварманом VII в медицинских целях. В отсутствии более действенных медикаментов, больных окунали в воду. Если присмотреться на фото видны подозрительные масляные пятна на поверхности воды. Хотя, не стоит быть излишне придирчивым к внешнему виду лекарственных средств, возможно, это не мазут, это витамины сверху всплыли.
Ворота в Бантей Кдей (Banteay Kdei) - очередное творение неугомонного Джаявармана VII. Не на шутку разошедшийся в приступе строительного энтузиазма король, умудрился исчерпать месторождения качественного песчаника, поэтому в дело пошел второсортный камень. В результате, слепленный из того что было храм до наших дней сохранился достаточно плохо.
Поля вокруг утыканы коровами и термитниками. В термитниках живут термиты, в коровах - молочные продукты.
Жил был бедный крестьянин Пу, который выращивал огурцы. В самом факте огородничества нет ничего необычного или предосудительного, но огурцы у бедного Пу получались уж очень ядреные. Этот мичуринец чем-то обрабатывал семена (так гласит легенда), а созревшие сладкие огурцы однажды умудрился скормить королю. Короля так вставило, что он впредь (заботясь о нераспространении дури на подданных) возжелал быть единственным потребителем огурцов, повелев Пу убивать каждого, кого удастся поймать на огуречном поле.
Нетрудно спрогнозировать дальнейшее развитие сюжета. Однажды ночью у короля началась огуречная ломка и он лично совершил аудиенцию на поле вкусить плодов. Где его и укокошил исполнительный Пу, не признав в ночном воре своего короля. Не шибко огорчившись по поводу случившегося, Пу закопал тело убитого тут же на поле, удобрив зловещий урожай.
Убиенный король не оставил наследников, посему придворные не придумали ничего лучше, как устроить гадание, отпустив на волю белого королевского слона. Естественно, что почуявший свободу слон тут же ломанулся на одурманивающие огуречные грядки, где, вкусив огурчика, хряпнулся к ногам Пу.
Недолго думая, придворные приняли слоновье похмелье за знак свыше, короновав бедного Пу. Став королем, Пу отдал почести своему предшественнику, выкопав останки с поля и похоронив согласно обычаям. Про судьбу огурцов легенда умалчивает. Возможно, лишенная должного ухода, злобная ботаника завяла, избавив кхмеров от огуречной зависимости.
Не весь придворный коллектив с должным уважением отнесся к новому королю, досадуя, что к власти пришел какой-то крестьянин. Насмешки дворцовых снобов заставили Пу переселиться в Бантей Самре, где он и жил в одиночестве.
Легенда имеет радостный для бедного Пу конец. Бантей Самре тому причиной, или у Пу осталась огурцовая заначка, но, собравшись с мыслями, он приказал отрубить головы придворным обидчикам, после чего правил долго и счастливо.
Апофеозом творческого рукоблудия камбоджийских резчиков по камню является Река тысячи лингамов- Кбал Спин - небольшая горная речушка с водопадом. Все дно изрезано в виде данных конструкций- лигамов.
Еще немного икэбан на стенах.
Как и у индонезийцев, в камбоджийской традиции принято есть пищу руками. Соответственно, и пища порой хорошо приспособлена для еды без палочек или вилок. Вот это вареный рис.
Бамбуковые трубки набиваются рисом, заливаются водой, укладываются одним концом на металлическую трубу вдоль траншеи с углями. Рис готовится внутри бамбуковой посуды.
Получившееся эскимо очищают от твердой оболочки. Теперь рисовую колбасу можно есть, постепенно отламывая мешающую мягкую обертку бамбуковой сердцевины. Черные ягоды- не изюм. Обычный вареный рис.
Пища продаётся оголодавшим туристам вкупэ с 60тидолларовым правом на недельное пребывание на территории кхмерских храмов древности.
Дорогой друг, рекомендуем войти на сайт под своим логином, либо авторизоваться через свою соцсеть.
Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!
Авторизоваться через:
Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!
Авторизоваться через:
Комментарии (6)
Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.НАВИГАЦИЯ
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
популярные посты
НОВОЕ НА САЙТЕ
последние посты