В человеческом духе присутствует что-то врождённое, неотъемлемое, неоспоримое и нерушимое, что-то, благодаря чему мы превратились из, по сути, ничем не примечательного вида приматов в преобладающую форму жизни на планете, способную производить невероятные объекты на протяжении всей своей истории. Любой, кто когда-либо крутил связку ключей над ребёнком знает, что наше увлечение блестящими, мерцающими безделушками начинается рано и, по-видимому, становится сильнее с течением времени. Большая часть истории человечества пронизана рассказами о приключениях, исследованиях и завоеваниях, всё во имя сверкающих сокровищ. Так что же это за богатства, ради которых люди рисковали жизнью и здоровьем? Что делает их открытия материалом легенды и их находки предметом фантазии? Это эксклюзивная комбинация редкости, финансовой ценности, исторического контекста и художественного триумфа, что придаёт любому артефакту статус сокровища.
Люди всегда стремились запечатлеть нашу духовную связь с Вселенной посредством создания красивых вещей, большинство из которых было трагически утрачено на протяжении истории. Однако, к счастью, многие из таких творений сохранились, и люди продолжают их заново открывать вплоть до сегодняшнего дня. Они включают в себя неполный, но, тем не менее, увлекательный рассказ о нашем существовании, нашем мастерстве и нашей стойкости как вида, поэтому они, бесспорно, являются бесценными. Некоторые из этих произведений искусства могут вас удивить, другие же могут показаться слишком знакомыми, однако все они однозначно являются достойными олицетворениями человеческого опыта. Ниже представлены пятнадцать самых ценных сокровищ мира.
15. Наскальные рисунки Пещер Ласко (Cave Paintings of Lascaux), Франция
Когда четыре маленьких мальчика и их собака обнаружили дыру, которая вела в систему пещер близ Монтиньяка (Montignac) в Южной Франции 12 сентября 1940 года, они невольно открыли капсулу времени в наше доисторическое прошлое. В серии взаимосвязанных подземных пещер были обнаружены одни из самых ранних произведений искусства когда-либо найденных. Они стали известны как наскальные рисунки Пещер Ласко.
Чудесно красочные изображения животных заполняли стены, причём размер некоторых из них доходил до 4,5 метров. Они были настолько же яркими и динамичными, как будто их создали не многие тысячелетия назад, а всего лишь пару дней назад. Самое крупное из них известно как «Великий Чёрный Бык» (The Great Black Bull). Оно представляет собой изображение огромного, мощного зверя. Диаметр этого рисунка составил 5,18 метра. Анализ показал, что дата создания изображений варьирует между 17 000 и 15 000 годами до нашей эры.
В пещере насчитывается более 2 000 индивидуальных изображений, состоящих из одной человеческой фигуры, десятков различных видов животных, некоторые из которых уже исчезли, а также потрясающие абстрактные рисунки. Рисунки отличаются своим невероятным размером, деталями, яркими цветами и, очевидно, своим возрастом. Многие из фигур животных кажутся находящимися в движении, кроме того в рисунках прослеживается чёткое стремление к реализму, который передает чувство заслуженного почтения, в котором художники явно держали животных. Это подтверждается тем, что пещеры, по-видимому, никогда не были заселены. Это означает тот факт, что они, возможно, считались священными местами, специально украшенными в дань об их духовных верованиях. Несмотря на это, открытие пещеры полностью переписало книгу о художественной истории человека. Несмотря на то, что позже были найдены другие, ещё более древние наскальные рисунки, наскальные рисунки в пещерах Ласко по-прежнему являются самыми впечатляющими.
Более 900 изображений вымерших туров и мамонтов, а также бизонов, лошадей, львов, медведей и волков очень искусно выполнены. Люди, создавшие эти творения, использовали лишь местные природные минеральные пигменты, которые они могли найти, такие как окись марганца (зелёный цвет), охра (красный, оранжевый и жёлтый), обугленную сажу (чёрный цвет), которую они перемалывали и использовали для нанесения контуров рисунков, преимущественно чёрным цветом. Затем они наносили краски на рисунок, либо распыляя их орально, либо через полую тростинку. Эффект просто потрясающий и он только усиливается тем фактом, что эти невероятные изображения был сделаны обществом кроманьонцев.
Несмотря на то, что в пещерах также есть сотни увлекательных гравюр, состоящих в основном из абстрактных конструкций пещеры, Ласко стали популярными именно из-за феноменального количества изображений и разнообразия. В мире просто нет другого такого места, где современный мир мог бы оглянуться назад на свою предысторию через творческую призму художественного выражения. Чертовски хорошая работа для людей, живших в пещере.
14. Бюст Нефертити (Bust of Queen Nefertiti)
Древний Египет, вполне возможно, является одной из самых искусных цивилизаций Земли, а для тех, кто в этом сомневается, существует множество предметов, которые являются наглядными примерами того, что искусство древних египтян достигло небывалых и чуть ли не божественных высот.
Этот превосходный бюст царицы Нефертити, жены фараона 14-го века Эхнатона (Pharaoh Akhenaton), как полагают, был создан приблизительно в 1340 году до нашей эры царским скульптором Тутмоса. Этот бюст является одним из самых известных произведений искусства в истории и не зря. Его возвышенная красота смотрела вдаль в течение долгого времени, оставаясь одним из главных достижений древнеегипетского мастерства.
Сделанная из твёрдого известняка, покрытого слоями гипса со стеклянными инкрустациями, маска была искусно разрисована и окрашена в ярке краски, которые прошли тысячелетия без повреждений. Она является символом египетской красоты и грации верхушки древней империи. Сам факт, что что-то настолько хрупкое может пережить разрушительное действие истории, просто сногсшибателен. Тонкость её линий, почти сюрреалистическая стройность шеи, реализм её украшений и макияжа, её неукротимый, непостижимый одноглазый взгляд, который объединял в себе все эти качества, наделяют эту скульптуру ощутимым ореолом бессмертия.
Это уникальное сокровище, обнаруженное в 1912 году немецким археологом Людвигом Бордчардом (Ludwig Bordchardt), находилось в Берлинском музее с 1923 года, несмотря на то, что египетские власти уже давно утверждали то, что Бордчард обманул их относительно ценности бюста и своих намерений скрыться с ним и с тех пор требуют его возвращения. Как и многие древние сокровища, точное финансовое значение бюста Нефертити никогда не может быть точно рассчитано, однако его символическое значение для Египта, его истории и его народа, несомненно, ещё больше. Шарм бюста и его эмоциональная ассоциация с древним Египтом настолько хорошо прослеживается, что люди продолжают отказываться смотреть на него в рамках денег в пользу более эфирного понятия о его способности гарантировать вечную жизнь после смерти.
13. Посмертная маска фараона Тутанхамона (King Tutankhamun’s Death Mask)
По великой прихоти истории Эхнатон зачал (хотя не с Нефертити, а с другой женой) самого знаменитого египтянина всех времён и народов, фараона Тутанхамона.
Открытие гробницы «мальчика-фараона» в 1922 году английским археологом Говардом Картером (Howard Carter) стало международной сенсацией, которая не ослабевает вплоть до сегодняшнего дня. Картер сумел найти, по сути, совершенно нетронутую королевскую гробницу, относящуюся к золотому веку Древнего Египта. Ещё более удивительной его находка стала потому, что Тутанхамон был довольно скромным фараоном по египетским стандартам, который правил очень недолго и чья внезапная, но загадочная смерть означала то, что его погребение и гробница были созданы довольно поспешно. Мы даже не можем себе представить, какими впечатляющими были бесчисленные произведения искусства из десятков других гробниц знаменитой Долины царей, более престижных фараонов, которые были разграблены ворами на протяжении веков.
Из тысяч невероятных артефактов, которые Картер извлёк из тесной гробницы, ассоциироваться с Тутанхамоном стала лишь его потрясающая посмертная маска. Считается, что она была создана вскоре после его смерти в 1325 году до нашей эры. Она сделана из чистейшего золота с инкрустацией полудрагоценных камней, лазурита и цветного стекла и весит 10 килограммов. Благодаря своему великолепию эта маска буквально поражает. Навыки, необходимые для выполнения произведения искусства такой сложности и удивительной красоты с подобной точностью, практически невозможно себе представить.
Как и в случае бюста королевы Нефертити, денежная стоимость этого фантастического произведения искусства ничто по сравнению с тем, что оно означает для истории Египта, с его значением для науки археологических исследований и его символическим резонансом с современными египтянами, которые имеют полное право быть очень гордыми этими поистине бесценными сокровищами.
12. Пантеон (Pantheon)
Самое крупное и лучше всего сохранившееся здание из древнеримской империи, Пантеон, является огромной и очень впечатляющей структурой, которая, как полагают, была как храмом, посвященным всем языческим римским богам, так и местом проведения важных событий и церемоний с участием императора.
Строительство Пантеона было закончено в 125 году нашей эры императором Адрианом (Emperor Hadrian). Диаметр его великолепного полусферического купола кирпично-бетонной ротонды превышает 43 метра. Он оставался самым крупным зданием в мире в своём роде на протяжении почти двух тысяч лет. Этот экстерьер был когда-то украшен потрясающим белым мрамором, в то время как интерьер представляет собой захватывающую дух коллекцию прекрасных статуй многочисленных римских богов, огромных мраморных колонн, множества бесценных картин эпохи Ренессанса, а также великолепный плиточный пол, который выглядит так, будто он был выложен только вчера, настолько ярким и современным является его дизайн.
Люди, строившие Пантеон, создали кирпично-бетонные стены толщиной в 6 метров для поддержания огромного веса купола, кроме того, они умело использовали всё более лёгкий и лёгкий бетон, перемешанный с гравием, чтобы снизить вес, по мере того как росла высота купола. Самые верхние уровни купола были сделаны практически полностью из смеси пористого бетона и пемзы и являются значительно более лёгкими, чем нижние уровни. Именно благодаря этому строение настолько хорошо сохранилось, чтобы удивлять нас по сей день.
Довольно сложно описать то глубокое чувство восхищения, которое это здание вызывает у посетителей, которые могут буквально шагнуть назад во времени и прочувствовать, какой должно быть была жизнь в Древнем Риме, просто благодаря созерцанию этого впечатляющего памятника, дожившего до нас со времён одного из самых важных периодов в эволюции человеческого общества. Для историков реальность удивительной стойкости Пантеона является предметом грёз. Они могут изучать здание такого масштаба, которое настолько хорошо сохранилось с древнейших времён, что напоминает капсулу времени, как ничто другое на Земле.
11. Давид Микеланджело (Michelangelo’s David)
Купив гигантский мраморный блок высотой в 5,7 метра двадцатью пятью годами ранее, который был брошен, не менее чем двумя другими скульпторами, в 1501 году, Флоренции не терпелось увидеть свою инвестицию завершённым произведением искусства, которое бы повысило статус города как одного из самых мощных городов мира. Блок оставался на улице в течение многих лет и был в далеко не идеальном состоянии, когда была сделана третья и последняя попытка вырезать что-то из камня.
В 1504 году, когда Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) представил своего Давида ожидавшей толпе перед Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) или зданием муниципалитета во Флоренции, люди, наверняка смотрели на его творение как высадку космонавтов с Аполло 11 на Луну. А всё потому, что созерцание этой статуи в первый раз является непередаваемым ощущением. Её впечатляющий размер (5,2 метра не включая пьедестала и вес в 16 тонн), исключительный реализм, её уникальная элегантность, гордая осанка и превыше всего её необыкновенная красота, делают эту статую незабываемой. Именно поэтому её считают эталоном красивой мужской фигуры.
Статуя ознаменовала собой существенный отход от традиционных изображений библейского Давида, который всегда изображался мальчиком в схватке с великаном Голиафом. Микеланджело решил представить его в качестве молодого человека в расцвете жизненных сил и здоровья, блистательным в своей силе, спокойным в своих суждениях и стремящимся выполнить своё предназначение. Короче говоря, именно такой работой жители Флоренции желали представить свою растущую власть и богатство. Статуя является венцом непревзойденного мастерства Микеланджело. Она закрепила за ним репутацию ведущего скульптора, более талантливого, чем даже самые лучшие греческие или римские соперники из древности. Это был идеальный символ статуса города как глобального игрока.
Давид Микеланджело является в буквальном смысле идеальным, несмотря на определённые несоответствия, состоящие, например, в том, что его правая рука крупнее левой, хотя эти эстетические несоответствия лишь дополняют его общий эффект. Мрамор будто светится своей изысканно безупречной поверхностью, резьба выполнена с поразительным реализмом, который включает в себя реалистичные морщины и вены, которые, как будто пульсируют, в то время как мельчайшие детали его невероятного лица и волос абсолютно безупречны.
Город вскоре понял, что крыша собора не была подходящим местом для такого шедевра. Поэтому статую переместили в Палаццо до 1873 года, когда её перенесли в городскую Академию изящных искусств (Galleria dell’Accademia), где она остаётся и по сей день. В настоящее время на её месте на Палаццо стоит копия статуи.
То, что Микеланджело дал Флоренции и миру этим сокровищем не может быть измерено чем-то настолько грубым и иллюзорным, как деньги, так как статуя навсегда останется свидетельством творческого мастерства гения и неугасающей способностью искусства удивлять и вдохновлять нас.
10. «Мыслитель» Родена (Rodin’s The Thinker)
В 1880 году французский скульптор Огюст Роден (Auguste Rodin) уже был самым известным и знаменитым скульптором своего времени, когда он приступил к грандиозному заказу французского правительства, в рамках которого он в конечном итоге создал некоторые из своих самых известных работ, в том числе своего загадочного «Мыслителя» (Le Penseur).
Он представил себе огромную бронзовую работу под названием «Врата Ада» (The Gates of Hell), в которой должны были быть расположены десятки миниатюрных человеческих фигур, изображающих его видение самого Данте Алигьери (Dante Aligheri) в лице Мыслителя (хотя первоначально Роден назвал его «Поэтом»), размышлявшего над образами, символизировавшими элементы, которые должны были стать темами и персонажами его поэмы, «Божественной комедии».
Несмотря на то, что он надеялся выставить работу на Всемирной выставке 1889 года, после завершения сотен фигур Роден всё ещё был недоволен композицией, и Врата остались незавершёнными. За свою жизнь он выставил напоказ лишь гипсовый вариант, который не включает то, что сейчас, пожалуй, считается одной из самых хорошо узнаваемых статуй в мире. Бронзовая статуя «Врат» высотой приблизительно в 6 метров с известным Мыслителем, была отлита спустя много лет после смерти Родена, в 1930 году. В настоящее время эту работу можно увидеть в Музее Родена (Musee Rodin) в Париже.
К счастью, Роден был заинтересован в том, чтобы отлить в бронзу некоторые из отдельных фигур из композиции Врата Ада, которые включали в себя «Три Тени» (The Three Shades), «Поцелуй» (The Kiss) и, конечно же, «Мыслителя». Версия этой статуи в оригинальном размере немногим менее 76 сантиметров была выставлена напоказ в 1888 году и немедленно стала сенсацией. В этой работе есть нечто просто завораживающее, что-то очень трогательное, даже в такой миниатюрной форме. Создаётся впечатление, что она как бы запечатлевает в себе общепризнанное выражение нашей человечности, причём она делает это более просто и более глубоко, чем какая-либо другая скульптура в мире. Эта одна скульптура Родена, которую он сделал в 1906 году, одна из всего лишь трёх, которые он разрешил отлить в бронзе за свою жизнь, была продана в 2013 году в Нью-Йорке на аукционе «Sotheby’s» за рекордное количество денег – 15,3 миллиона долларов. Ещё одна скульптура, почти 180 сантиметров в высоту, за созданием которой наблюдал Роден в 1904 году, находится в его парижском музее, именно эту версию знают и почитают люди со всего мира.
Несмотря на то, что скульптура уже давно потеряла свою связь с «Божественной комедией», сложно переоценить то, насколько распространенной эта культовая работа стала в человеческой психике. Обладающая простотой и прямотой, которая противоречит пониманию Родена человеческой психологии, скульптура Мыслителя является произведением искусства, которое становится всё более вдохновляющим со временем и останется бесценным сокровищем и вершиной карьеры мастера, независимо от того, на скольких футболках она появится.
9. Ангкор-Ват (Angkor Wat)
Когда французский натуралист Анри Муо (Henri Mouhout) написал в 1863 году об открытии огромного храма, возвышающегося посреди джунглей юго-восточной Азии, его заявление подняло волну интереса о так называемом «потерянном городе». То, что он описал, было архитектурным и инженерным чудом. Храм находится на огромной площади почти в 647 квадратных километров на месте древнего города Ангкора (Angkor), недалеко от современного города Сиемреап (Siem Riep) в Камбодже. Это огромный комплекс со рвами, храмами, каналами, памятниками и статуями, посвящёнными Кхмерской династии (Khmer dynasty), которая построила этот комплекс и правила регионом в течение более чем 700 лет.
Этот храмовый комплекс больше острова Манхэттен в два раза и является самой большой храмовой структурой на Земле. Когда-то здесь, возможно, проживало около миллиона человек, что делает Ангкор самым крупным городом в мире до 19 века. Гордостью огромного проекта является великолепный храм, известный как Ангкор-Ват. Строительство этого храма началось в начале 12 века (приблизительно 1113-11150 годах нашей эры). Храм строился по желанию Сурьявармана II (King Suryavarman II). Согласно подсчётам учёных, на его строительство ушло 30 лет и труд десятков тысяч людей. Огромные блоки песчаника, которые добывались на расстоянии 48 километров от храма, подвозились к месту строительства на баржах вниз по реке Сиемреап, а затем в каналы, которые вели к месту постройки.
Несмотря на то, что этот храм был изначально посвящён индийскому богу Вишну (Hindu God Vishnu), он был впоследствии превращён в буддистскую святыню в 14 веке. Сам храм, защищённый рвом шириной в 198 метров, который окружает место в радиусе более 3 километров, является чудом симметрии и равновесия. Его центральная башня, возвышающаяся на невероятные 213 метров, окружена четырьмя более маленькими башнями, все из которых покоятся на трёх огромных фронтонах, которые становятся меньше по мере их подъёма над ландшафтом. Обширность комплекса призвана представлять собой вселенную, где сам храм символически помещён в центр. Вся местность украшена великолепными статуями, потрясающими изображениями и изысканными картинами, которых насчитываются тысячи. Многие из этих картин являются олицетворением как чувственных, так и духовных аспектов цивилизации кхмеров.
Любое денежное оценивание чего-то настольно масштабного, что включает почти безграничное количество художественных богатств, высоты самого храма, займёт десятилетия. К счастью, гармония и божественное спокойствие, которое люди ощущают в этом месте, невозможно ни с чем сравнить. Это место поистине кажется раем на Земле. Ангкор-Ват был духовным домом Кхмерской империи с 9 по 15 век, но его влияние на самобытность камбоджийцев продолжается и по сей день.
8. Мачу-Пикчу (Machu Picchu)
Мачу-Пикчу буквально является знаменитым городом в облаках. Он расположен приблизительно в 2450 метрах над Альтиплано (Andean plateau) долиной перуанской реки Урубамбы (Urubamba River) рядом с современным городом Куско (Cuzco). В само его существование довольно сложно поверить. Мачу-Пикчу, являющийся наследием впечатляющего архитектурного и инженерного мастерства инков, как полагают, был построен на пике их правления приблизительно в 15-м веке. Это просто удивительная коллекция, состоящая из тысяч шагов, более 700 массивных каменных террас, дорог, пандусов, дворцов, храмов и сложных систем для сбора воды и орошения, встроенных прямо в вершину самой горы.
Город разделен на три зоны. Верхние уровни были зарезервированы для религиозных структур, средняя зона состояла из большинства впечатляющих террас, предназначенных для сельского хозяйства, в то время как самые низкие уровни были местом расположения жилых помещений. Считается, что на своём пике приблизительно в 1550 году, Мачу-Пикчу, возможно, вмещал до 1200 жителей. Вплоть до сегодняшнего дня ведутся дебаты относительно того чем было это место, почему оно было построено и с какой целью, но достоверно нам известно лишь то, что оно было полностью заброшено на рубеже 16 века, после прибытия испанских конкистадоров (Spanish Conquistadores), хотя город и остался неизвестным для них.
В 1911 году профессор Йельского университета (Yale Professor) по имени Хирам Бингем (Hiram Bingham) исполнил мечту всей своей жизни, отправившись в долину вместе с местным гидом, который привел его к «Вилкабамба» (Vilcabamba), потерянному городу инков. Он был, вероятно, первым человеком, приехавшим из-за пределов этой области, который когда-либо видел этот город, хотя это тоже оспаривается, так как появились ссылки на то, что другие европейцы видели это место раньше его, хотя никто никогда не исследовал город с археологическими намерениями. Бингем нашёл каменные стены с отдельными блоками весом более 50 тонн, вырезанные и втиснутые настолько точно, что он не мог просунуть лезвие ножа между ними. Это было тем более удивительно, так как у инков не было железных орудий. Они создали город путём добычи камня непосредственно из самой горы, используя только каменные долота. Огромные блоки, из которых построен город без использования цемента, выровнены с такой фантастической точностью, что это уму непостижимо. Даже сегодня археологи не совсем уверены насчёт того, как был построен этот невероятный город.
Как и во многих городах инков, центр жизни Мачу-Пикчу, по-видимому, был сосредоточен вокруг того, что известно как «Камень Интихуатана» (Intihuatana stone). Камень, название которого также переводится как «Соединяющая точка Солнца» был тщательно расположен так, чтобы он указывал на Солнце во время летних и зимних равноденствий, направляя его, по мере того, как оно перемещалось в небе, чтобы символически представить божественную силу короля, который мог использовать энергию солнца и направлять её на камень. Испанцы уничтожили эти языческие памятники по всей Южной Америке, а это ещё раз доказывает тот факт, что Мачу-Пикчу был им неизвестен. Несмотря на то, что в городе никогда не было таких сверкающих сокровищ, как в других городах инков, сам город является одним из чудес истории и навсегда останется свидетелем несравненных творческих талантов славной империи.
7. Янтарная комната
Как и в случае многих других исторических сокровищ, судьба легендарной Янтарной комнаты остаётся неразгаданной тайной. Янтарная комната была построена по заказу прусского короля, Фридриха I (Frederich I), для своей резиденции во дворце Шарлоттенбург (Charlottenberg Palace). Её строительство было начато в Берлине в 1701 году. Комната, созданная Андреасом Шлютером (Andreas Schluter) и сделанная Готфридом Вольфрамом (Gottfried Wolfram) наряду с десятками других мастеров, явилась триумфом мастерства барокко.
Комната полностью состояла из янтаря (окаменевшей смолы древних деревьев), драгоценных камней и золота. Потрясающая работа, в конечном итоге, заняла площадь почти в 16,7 квадратных метров. Комната состояла из затейливо выполненных панелей и согласно очевидцам, светилась мистическим, практически эфирным светом, который зачаровывал посетителей.
В 1716 году Янтарная комната была подарена Петру Первому тогдашним королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I (Frederich-Wilhelm I), поэтому её разобрали и отправили в Россию, где она была установлена в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге. В 1755 году вторая по старшинству дочь Петра, императрица Елизавета переместила Янтарную комнату в Екатерининский дворец в Пушкине, где знаменитый итальянский дизайнер Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli) реконструировал и расширил размеры, чтобы они соответствовали большему масштабу её нового дома. После немецкого вторжения в Россию в 1941 году повсеместно происходило систематическое разграбление русских предметов старины и сокровищ что привело к краже Янтарной комнаты немецкими солдатами в 1942 году.
Янтарная комната вновь появились в замке Кёнигсберг (Konigsberg Castle) в Германии, где её в последний раз видели в 1945 году, в самый разгар воздушного блица союзников, когда она была ещё раз демонтирована, упакована в транспортные ящики и больше никто и никогда её не видел. В 2003 году был завершён 20 летний проект по воспроизведению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, чтобы отпраздновать 300-летие с момента её представления Петру Первому. Несмотря на то, что её делали в соответствии с мельчайшими подробностями, изученными с помощью фотографий Янтарной комнаты, реплика даёт лишь намёк на великолепие оригинала, который остаётся одной из самых мучительных тайн в истории искусства.
6. «Концерт» Яна Вермеер (Johannes Vermeer)
Когда двое мужчин, одетых как полицейские вошли в музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner museum) в Бостоне вечером 18 марта 1990 года, никто не подозревал, что они успешно провернут самую серьёзную кражу искусства в современной истории.
Привязав двух охранников скотчем к трубам в подвале, эти двое убежали с тремя работами Рембрандта (Rembrandt) («Шторм на Галилейском море» (The Storm on the Sea of Galilee), «Леди и Джентльмен в чёрном» (A Lady and Gentleman in Black) и «Автопортрет» (Self Portrait)), пятью эскизами Эдгара Дега (Edgar Degas), «Ландшафтом с обелиском» (Landscape with an Obelisk) Говерта Флинка (Govaert Flinck) и самое главное, с «Концертом» Яна Вермеера.
В мире искусства Вермеер является Джеймсом Дином (James Dean) живописи, в плане того, что он был бунтарём, новатором, изгоем и гением. Он умер молодым всего лишь в 43 года и оставил после себя потрясающее, хотя и очень ограниченное наследие работ. Несмотря на мастерство и талант, которые были у Вермеера в избытке, он написал очень небольшое количество работ. На данный момент учёные и искусствоведы знают лишь о 32 существующих картинах его кисти.
Вермеера высоко хвалят за революционное использование света, которое, по-видимому, наполняет его работы внутренним сиянием, которое невозможно ни с чем спутать. «Концерт» (1658-1660), пожалуй, является лучшим тому примером. Это портрет молодой женщины, играющей на роскошно украшенном клавесине под бдительным оком мужской фигуры, вероятно, её музыкального наставника. Он сидит спиной к зрителю, а рядом с ним стоит фигура, которая кажется её гувернанткой. Они сидят в хорошо обставленной комнате с одним открытым окном, через которое проникает солнечный свет, освещая всё в невероятных подробностях.
Это может показаться довольно скучной темой для настолько высокой оценки, однако дело в том, что эта картина была настоящим переломным моментом в своём времени. Она стала таковой не только благодаря уникальному символизму, который Вермеер использовал на протяжении всей своей работы (и его точный смысл историки до сих пор горячо обсуждают), но и потому, что есть нечто неуловимо завораживающее в том, как он создаёт иллюзию реалистичного солнечного света, теней, эмоций и настроений с помощью своей безупречной работы кистью.
На момент ограбления, было подсчитано, что общая стоимость украденных работ составляла свыше 500 миллионов долларов. Сложно даже представить, сколько это бы означало в переводе на сегодняшние деньги. Тем не менее, учитывая тот факт, что существует всего 32 картины Вермеера, потеря даже одной из них, без сомнения, просто ужасна. То время как дело так и не было закрыто, а полиция несколько раз сообщала, что у них может быть многообещающая улика, ни одну из работ, в том числе «Концерт» никто больше не видел. Представьте себе, что существует лишь 32 известных экземпляра вашего любимого альбома «The Beatles» и вдруг два хулигана приходят и забирают один как можно подсчитать такой ущерб? Печальная реальность заключается в том, что после почти 25 лет, след ограбления холоднеет с каждым днём и вероятность того, что эта редкая и красивая картина никогда больше не будет радовать глаза людей, является поистине трагичной.
5. Лувр (Louvre)
Лувр был первоначально построен королём Филиппом II Августом (Phillipe-Auguste II) в качестве крепости на западе Парижа, на берегу Сены. Его постройка началась в 1190 году и завершилась в 1202 году. Это был поистине великолепное достижение. Последовательно укреплённый и расширенный его наследниками, Лувр, в конечном итоге, был преобразован в королевский дворец Карлом V (Charles V) начиная с 1364 года. К 1530 году, последние остатки старого форта были снесены, и Лувр стал официальной резиденцией французской монархии.
Здание достигло пика своего щедрого великолепия под тщательным руководством никого иного, как самого «Короля Солнца», Людовика XIV, хотя оно было недолгим. Всего за три года работы над строением, он отказался от него в 1664 году, после окончательного переезда в свой роскошный дворец в Версале. К 1692 году, Лувр был занят рядом престижных королевских академиков, которые контролировали архивирование обширных коллекций Королевских художественных сокровищ, накопленных Луи и его семьей и уход за ними. Музей продолжал расти до Французской революции (1787-1799), которая навсегда свергла монархию во Франции и её власть над содержимым Лувра.
В 1793 году Лувр был официально открыт для публики в качестве национального музея. На сегодняшний день это самая большая в мире и одна из самых посещаемых достопримечательностей на Земле. Миллионы людей устремляются сюда ежегодно, чтобы увидеть его уникальные коллекции и некоторые из самых известных произведений искусства, например, знаменитую «Венеру Милосскую», «Матерь Уистлера» (Whistler’s Mother) и «Мона Лизу» (Mona Lisa). Здание огромно и в нём одновременно выставлено не менее чем 35 - 40 тысяч экспонатов из миллионов ценных предметов, которыми располагает музей в любой момент времени. Попытка оценить коллекции Лувра в денежном выражении будет изнурительной. Достаточно просто сказать, что лишь одно легендарное здание содержит настолько же обширные богатства и обладает не менее богатой историей.
4. Государственный Музей Эрмитаж
Государственный Музей Эрмитаж начал свою легендарную историю в качестве королевского Зимнего Дворца, заказанного императрицей Елизаветой Петровной (дочерью Петра Первого) в 1754 году. Строение дворца было закончено к 1762 году, как раз ко времени коронации Екатерины II Алексеевны, (которая вошла в историю Екатерина Великая), которая свергнула с трона племянника Елизаветы, Петра III, чтобы захватить власть. Во время своего правления она значительно увеличила коллекции художественных сокровищ дворца, благодаря чему дворец стал одним из самых крупных частных музеев в мире. Это потребовало строительства дополнительных салонов и галерей для демонстрации работ, ряда дополнений, которые стали известны как Эрмитаж.
К сожалению, часть из них была уничтожена в большом пожаре в 1837 году, который бушевал в течение трёх дней, хотя, к счастью, большая часть его бесценных работ была спасена. Царь Николай I пообещал отстроить строение в течение года, однако работы не были закончены вплоть до 1839 года. К этому времени дворец разросся в размере и в статусе. В нём появились великолепные картины, скульптуры, литература, гобелены и другие исторические и художественные предметы. Однако лишь после начала Русской революции, Зимний дворец/Эрмитаж, перестал быть резиденцией династии Романовых и стал символом нового марксистского общества, задуманного Лениным.
В 1917 году Зимний Дворец и Эрмитаж были объявлены национальными музеями, открытыми для народа. Несмотря на то, что он может быть менее известным, чем Лувр, Эрмитаж располагает коллекцией, состоящей из трёх миллионов предметов, то есть самой большой и самой потрясающей коллекцией сокровищ искусства из всех существующих в мире. Подсчёт стоимости такой горы уникальных бесценных предметов стал бы немыслимым, если кто-то бы вообще отважился подсчитывать его стоимость. В Эрмитаже есть всё – от доисторического искусства, до современной абстракции. Кроме того, это символ не только давно утерянной эры в истории России, но и стойкого духа русских людей, которые способны оценить и глубоко прочувствовать художественное творчество.
3. Пирамида Хуфу (The Great Pyramid of Khufu)
Великая пирамида Гизы, расположенная в Египте, является единственным из «Семи чудес света» сохранившимся до наших дней и даже сейчас является самым крупным одиночным зданием. Несмотря на века исследований, мы до сих пор не уверены как именно была создана эта чудесная структура. Четыре стороны пирамиды идеально выровнены по четырём главным сторонам компаса, длина каждой стороны составляет 230 метров (и отличаются друг от друга не более чем на 2 метра), а благодаря высоте в 146 метров (изначально, с тех пор высота снизилась до 138 метров) она оставалась самым высоким зданием на Земле до середины 19-го века, чем и заслужила прозвище «Великая пирамида».
Пирамида, строение которой началось примерно в 2560 году до нашей эры и которая являлась погребальным памятником для фараона Хуфу, также известного как Хеопс (Cheops), является одним из несравнимых достижений строительного искусства человечества. Спустя две тысячи лет после того как она была построена, греческий историк Геродот написал, что для постройки пирамиды потребовалась работа более 100 тысяч рабов на протяжении более двадцати лет (хотя это утверждение оспаривалось учёными) и, учитывая масштабы здания, это неудивительные показатели. Пирамида Хуфу состоит из 2,3 миллионов блоков из жёлтого грубозернистого известняка, каждый из которых весит от 2,5 до 15 тонн. Изначально они должны были быть покрыты блестящей белой облицовкой из известняка, что сделало бы здание гигантским «маяком» под палящим египетским солнцем. Блоки настолько хорошо вырезаны и установлены, что во всём здание не существует остатков строительного раствора. Здание выдержало столько веков благодаря тому, насколько идеальным был проект.
Некоторые из этих огромных камней были добыты в Асуане (Aswan), расположенном в сотнях километров от места строительства, и были перевезены в Гизу на баржах во время ежегодных паводков Нила. Внутри пирамиды есть несколько идеально вырезанных, угловых тесных коридоров, ведущих от залов Короля и Королевы к небу. Считается, что коридоры были сделаны для того, чтобы духи Хуфу и его жены по ним пронеслись прямо в рай после погребения. Некоторые из этих коридоров были заблокированы строителями при помощи крупных камней с медными ручками, возможно для того, чтобы отпугнуть расхитителей гробниц.
Интерьер пирамиды является чудом тесных коридоров, нескольких обманных комнат и туннелей (некоторые из которых идут глубоко ниже основания самой пирамиды) для отпугивания воров и заканчиваются «Большой галереей», которая имеет как нисходящий, так и восходящий коридоры. Восходящий коридор расположен под невероятным углом в 26 градусов, который протянулся на 46 метров, и является очень узким – всего 2 метра. Это невероятное достижение строительного искусства расположено под сводчатой крышей высотой в 8,5 метров и весь коридор сделан из громадных блоков гранита. Он приводит в великолепную «Палату Фараона», в то время как нисходящий коридор приводит к «Палате Царицы», хотя маловероятно, что её тело на самом деле было погребено здесь.
«Палата Фараона» - это комната длиной в 10 метров, шириной в 5 и высотой в 6 метров, выполненная из гигантских гранитных блоков, построенная рядом с вершиной пирамиды, и в которой до сих пор хранится гигантский гранитный саркофаг, предназначенный для Хуфу. К сожалению, это единственный объект, когда-либо обнаруженный в гробнице, так как расхитители гробниц, скорее всего, утащили все драгоценности вскоре после постройки пирамиды. Несмотря на то, что здесь нет блестящих артефактов, никто не будет отрицать, что архитектурное, строительное и проектное мастерство, создавшее Великую Пирамиду, останется самым великим примером невероятно утончённых и одарённых людей цивилизации древнего Египта.
2. Великая Китайская стена (Great Wall of China)
Помимо пирамид Гизы, Великая Китайская стена является единственным строением, которую можно увидеть с орбиты Земли и является, несомненно, самым крупным строительным проектом, когда-либо выполненным человечеством. Строительство началось в 220 году до нашей эры первым императором Китая, Цинь Шихуанди (Qin Shi Huang). Стена протянулась на невероятные 8852 километра по северу страны. Она виляет по ландшафту как гигантская змея, проходя через Северные горы, расположенные к северо-западу от Пекина, создавая массивный каменный барьер. Укреплённые караульные посты и наблюдательные вышки расположены с регулярным интервалом на протяжении всей стены и хотя её внешность достаточно невзрачна и аскетична, определённым магическим эффектом она обладает благодаря тому, что простирается по большой части Китая как огромный хвост дракона.
Начиная с соединения четырёх старых стен в регионе, её усиливали и удлиняли последующие правители не только в качестве укрепления против варваров, но и в качестве осязаемого символа их богатства, статуса и мощи. Стена, сделанная из сотен миллионов каменных блоков с феноменально хорошей кладкой, стала синонимом независимости, решимости, стойкости и изобретательности китайского народа. По оценкам, в любой момент существования стены на протяжении 15 веков сотни тысяч, возможно миллионы, людей разнообразных профессий работали над строительством стены.
Сложно описать логистику, необходимую для выполнения такой огромной задачи, но достаточно сказать, что масштабы проекта стали возможными только благодаря доступности невероятного количества рабочих. Великая Китайская стена не была лишь защитным укреплением, она несла и культурную значимость. Сама стена быстро стала источником гордости китайцев, в особенности их императоров, для которых стена представляла осязаемое, физическое олицетворение их силы и престижа, которые помогли основать их империю. Ничего подобного не было ранее достигнуто и человечеству пришлось дождаться технологии 20-го века, чтобы был рассмотрен (не говоря уже о воплощении в жизнь) проект, приближающийся по масштабам к Великой Китайской стене, а именно Панамский канал.
За 1500 лет существования Великая Китайская стена выдержала бесчисленные внешние нападения, внутренние беспорядки, революции, войны и эпидемии и остаётся поражающим примером необузданного творчества человеческого духа. Ничего сравнимого по необходимым усилиям не было ни до стены, ни после, что делает Великую Китайскую стену вечным свидетельством амбиций и научных достижений одной из самых предприимчивых цивилизаций, существовавших на Земле. Как что-то настолько монументальное может быть измерено в чём-то тривиальном, например долларах или йенах? Это невозможно, но, без всякого сомнения, Великая Китайская стена определённо является одним из самых ценных достижений Земли.
1. Тадж-Махал (The Taj Mahal)
Итак, мы достигли первого места нашего списка и это нечто сногсшибательное.
Строительство «Дворца Короны» (Crown Palace) в индийском городе Агра (Agra) является одним из самых знаменитых и романтических символов силы человеческих эмоций и здание поистине является грандиозным. Тадж-Махал, скорее всего, является самым знаменитым зданием Агры, но это всего лишь великолепный мавзолей, входящий в крупный комплекс множества строений, расположенных на площади в 17 гектаров. Однако он определённо остаётся одним из самых узнаваемых зданий на Земле благодаря своей непревзойдённой красоте.
На протяжении всей истории человечества любовники старались показать свои чувства при помощи создания памятников в честь их отношений, и величие Тадж-Махала является самым великим выражением этого чувства, когда-либо достигнутого любой цивилизацией. В 1631 году Шах-Джахан, падишах Империи Великих Монголов (Fifth Moghul Emperor Shah Jahan), начал работу над серией памятников, которые были задуманы как мавзолей для его третьей и любимой жены, нежно называемой Мумтаз-Махал (Mumtaz Mahal), что означает «Любимое украшение дворца». Её смерть в 1631 году во время рождения их тринадцатого ребёнка стала потерей, которую Шах-Джахан никогда не смог полностью забыть. Их 19-летний брак сопровождался их недрогнувшей любовью друг к другу и после её смерти он стал одержим постройкой прочного доказательства его любви к ней – дома для его Королевы в раю.
Никто не знает, кто именно спроектировал Тадж-Махал, но его основные формы напоминают множество мусульманских мечетей и гробниц той эры. Считается, что со всей северной Индии было собрано около двадцати тысяч рабочих для строительства здания. Тадж-Махал, строительство которого завершилось около 1650 года, сразу стал одним из самых знаменитых зданий в истории. Возвышающийся над большим, красиво симметричным английским садом с гигантским отражающим бассейном, расположенным прямо напротив строения, Тадж-Махал расположен на основании из красного песчаника, окружённый четырьмя элегантными минаретами высотой в 41 метр, которые стоят вокруг великолепного главного купола, по бокам которого расположились два более маленьких купола. Высота интерьера купола составляет 24 метра, а обхват около 17 метров, но он покрыт внешним куполом, возвышающимся почти до 60 метров.
Внешняя часть, изготовленная из красного песчаника покрытого блестящим белым мрамором, испещрена замысловатой резьбой, а также выложена великолепной мозаикой желтовато-зелёного и жёлтого мрамора, что делает Тадж-Махал уникальным сокровищем, чей цвет на самом деле меняется во время дня и сменяется с временами года. Внутренность это захватывающее дух собрание изысканных картин, великолепно выложенных полов и потолков, великолепной резьбы и роскошных мозаик драгоценных и полудрагоценных камней – агата, коралла, граната, лазурита, оникса, бирюзы и жада. Центральным элементом является великолепный саркофаг Королевы (достаточно несуразная гробница Шаха-Джахана была добавлена позже и кажется немного несоответствующей сбалансированному дизайну здания, хотя оба гроба красиво украшены драгоценными камнями).
Попытка оценить стоимость этого великолепного сокровища в момент восхищения величественностью симметрии, полированной поверхностью мрамора, восхитительным интерьером и незабываемым впечатлением, являлась бы вульгарной и материалистичной. Как любой человек может сказать вам, это не будет настоящей оценкой стоимости здания, ведь это не просто мавзолей или гробница, это доказательство вечной любви мужчины к женщине. Литература, поэзия, театральные постановки или любые другие усилия человека не могут сравниться с сильным эмоциональным потрясением, которое вызывает взгляд на Тадж-Махал. Здание просто поразительно в любом смысле этого слова – мало строений в мире могут похвастаться тем, что они представляют собой настолько чистое и гармоничное выражение любви, которым восторгаются с момента завершения строительства. Тадж-Махал останется символом несравненной глубины человеческого сердца.
Дорогой друг, рекомендуем войти на сайт под своим логином, либо авторизоваться через свою соцсеть.
Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!
Авторизоваться через:
Авторизация займет буквально два клика, и затем вы получите много возможностей на сайте, кроме того случится магия с уменьшением количества рекламы. Попробуйте, вам понравится!
Авторизоваться через:
Комментарии (2)
Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.НАВИГАЦИЯ
ЛУЧШЕЕ ЗА МЕСЯЦ
популярные посты
НОВОЕ НА САЙТЕ
последние посты