Когда люди слышат об изобретателях, погибших из-за собственных изобретений, на ум приходят определённые известные случаи: Мадам Кюри, которая умерла от радиационной анемии; Франц Райхелт (Franz Reichelt), который прыгнув с Эйфелевой башни с собственным парашютом, разбился насмерть; Гораций Лоусон Ханли (Horace Lawson Hunley), который утонул в подводной лодке, которую он сам спроектировал и построил, и Отто Лилиенталь (Otto Lilienthal), который сломал себе шею, когда планер, разработанный им, застопорился и разбился.
Тем не менее, в этом списке мы расскажем трагическую иронию десяти менее известных, но не менее важных изобретателей, которые потеряли свои жизни, используя свои собственные изобретения.
10. Александр Богданов
Александр Богданов является одним из тех героев и забытых первопроходцев, которые не получили почёта, которого они заслужили за их вклад на благо человечества. Он был человеком, который любил действие, эксперименты и расширение своих пределов возможностей. Он был эрудитом, философом, врачом и одним из основателей большевизма. Богданов было одним из первопроходцев, который предвидел возможности переливания крови не только в качестве заместительной терапии, но и в качестве стимулятора организма. В 1926 году он решил научно продемонстрировать механизмы переливания крови путём создания института переливания крови.
Однако его одержимость переливанием крови в конечном итоге вышла за пределы науки, и Александр уверовал, как и многие до него и после, что он может достичь долголетия и вечной молодости с помощью переливания крови. По иронии судьбы, он умер, проводя свои эксперименты и преследуя навязчивые идеи, когда он перелил себе кровь студента, больного малярией и туберкулезом, вероятно, из-за несовместимости группы крови. В любом случае, несмотря на его внезапную и неожиданную смерть, его наследие вдохновило его преемников развивать это направление в медицине, и сделать Россию одной из первых стран, в которой стало возможным развитие централизованных национальных служб переливания крови.
9. Периллос Афинский (Perillos of Athens)
Из всех изобретателей убитых своими изобретениями, вполне вероятно, что Периллос Афинский заслужил свою участь больше всего. Периллос был ремесленником, медником, и, вероятно, невменяемым. Он создал «Медного быка» также известного как «Бык Фаларида», станок для казни преступников ужасным способом. Это устройство было, по сути, полым металлическим быком, в который опускали и запекали до смерти осуждённых. Его злой ум даже предусмотрел специальный «туннель», заканчивающийся в носу быка, чтобы зрители слышали отчаянные крики мучающихся осуждённых, искаженные таким образом, чтобы походить на рёв быка.
По некоторым версиям этой древней истории, Периллос, гордый своим сатанинским изобретением, отправился в Сицилию, чтобы продать его местному тирану Фалариду (Phalaris). После того, как Периллос показал Фалариду своё творение, ещё более злой чем он тиран велел изобретателю забраться внутрь быка и проверить акустику. Под быком был зажжён огонь и Периллос был зажарен до смерти в своём собственном дьявольском изобретении.
8. Митрофан Неделин и 150 других людей
Катастрофа на Байконуре, без сомнения, является самой крупной катастрофой в этом списке. Помимо катастрофического количества погибших, это была ужасная потеря для советского правительства на разных уровнях. Несчастный случай произошел на полигоне космодрома Байконур, в ходе разработки советской МБР Р-16. В октябре 1960 года топливо для реактивных двигателей ракеты-прототипа взорвалось огромным огненным шаром. Были уничтожены все высокотехнологичные машины, окружавшие стартовую площадку, и в результате взрыва погибли одни из лучших инженеров СССР.
В этой ужасной катастрофе погибли более 150 человек, в том числе глава программы развития ракетных войск стратегического назначения, заслуженный ветеран, маршал Митрофан Неделин, который внёс наибольший вклад в развитие R-16. Советы скрывали специфику этой катастрофы до 1989 года, когда они, наконец, признали правду.
7. Фред Дюзенберг (Fred Duesenberg)
Если бы Фред Дюзенберг был поэтом или рок-звездой, он бы считался проклятым, как Джим Моррисон (Jim Morrison) или Джими Хендрикс (Jimi Hendrix). Фред был талантливым автомобильным дизайнером, который на многие года опережал своё время. Он был также чрезмерно одержим скоростными спортивными автомобилями. Когда он был ребёнком, его семья привезла его из Германии в США, где он проявил глубокий интерес к миру скорости и колёс. К тому времени как ему исполнилось пятнадцать лет, он уже проектировал гоночные велосипеды. Фред продолжал строить блестящую карьеру в качестве инженера, и спроектировал одни из самых мощных автомобилей своей эпохи. В 1921 году его гоночный автомобиль Дюзенберг стал первым американским автомобилем, выигравшим Гран-при в Ле-Мане (Le Mans).
Несмотря на все его революционные инновации и успехи в инженерном и автомобильном мире, Фреду так и не удалось накопить много денег. Но ещё более иронично то, что Фред умер из-за собственного изобретения. В 1932 году он тестировал свой последний Дюзенберг на высоких скоростях, когда автомобиль перевернулся. После того как он оправился от полученных травм, он заболел воспалением лёгких и умер. Тем не менее, его трагическая смерть не убила бренд, так как Дюзенберги по сей день остаются одними из самых дорогих и значительных коллекционных автомобилей в мире.
6. Валериан Абаковский
В молодом возрасте 25 лет советский инженерный гений Валериан Абаковский изобрел Аэровагон, нечто среднее между автомобилем и поездом, работавшее от двигателя самолета. Он был разработан для работы на рельсах и достигал чрезвычайно высоких скоростей. Его цель состояла в том, чтобы покрыть расстояние между отдаленными городами России, и он по праву считался технологическим чудом для своего времени.
24 июля 1921 года Абаковский и его коллега, советский коммунист Фёдор Сергеев (который участвовал в Октябрьской революции), были среди пассажиров, испытывавших аэровагон. Аэровагон успешно прибыл в город Тула после отъезда из Москвы, но, на обратном пути в российскую столицу, он сошёл с рельсов. Абаковский и пять из 21 советского чиновника находившиеся внутри погибли ужасной смертью, и одно из самых амбициозных изобретений того времени закончилось ужасным провалом.
5. Джон Годфри Пэрри-Томас (John Godfrey Parry-Thomas)
Джон Годфри Пэрри-Томас это легенда и бессмертный герой в мире быстрых автомобилей и гонок. Истинный любитель скорости, инженер и водитель из Уэльса установил множество рекордов скорости во время своей авантюрной жизни, в том числе мировой рекорд поступательной скорости, установленный его скоростным автомобилем, который он назвал Бабс (Babs). Автомобиль Бабс, также известный как Читти Бэнг Бэнг 4 (Chitty Bang Bang 4), достиг скорости, которая была мифической в то время, целых 274 километра в час. Но в 1927 году, когда он находился за рулём своего собственного творения, чтобы вернуть себе рекорд поступательной скорости, одна из цепей импровизированной машины вырвалась и ударила Джона по голове, убив его на месте.
4. Аурел Влайку (Aurel Vlaicu)
Аурела Влайку можно считать современным Дедалом, не только из-за его революционных инноваций в мире аэрокосмических изобретений, но и из-за его трагической гибели. Родившийся в Румынии в 1882 году Аурел стал одним из самых блестящих изобретателей и конструкторов самолётов 20-го века. После окончания инженерно-технического факультета в Университете Мюнхена в Германии, он пошел работать на Opel, зарабатывая одну награду за другой практически в каждом международном соревновании того времени за свои революционные конструкций самолётов. В возрасте всего лишь 31 года он построил первый цельнометаллический самолёт в истории - Влайку III (Vlaicu III), третий в серии самолётов, которые он назвал в честь себя.
Тем не менее, 13 сентября 1913 года живя своей мечтой и тестируя свою предыдущую модель - Влайку II - над Карпатами Дракулы, Влайку трагически погиб, когда его самолёт вышел из строя и разбился, как и его личный герой и мифический персонаж Дедал.
3. Майкл Дакр (Michael Dacre)
Майкл Дакр хотел дать миру первое летающее такси. Майкл был британским пионером авиации, заслуженным ветераном британских ВВС, и управляющим директором компании «Avcen Ltd», расположенной в Великобритании. Люди, знавшие его, описывали его как человека, который не переставал работать и мечтать, всегда ориентировавшего свои планы на обычных людей и на то, как улучшить их жизни с помощью своих инноваций. Его самой большой мечтой было построить несколько «летающих такси», чтобы перевозить путешественников между аэропортом Хитроу (Heathrow Airport) и центром Лондона примерно за четыре минуты, по цене приблизительно в 50 фунтов стерлингов. К сожалению, этому страстному пионеру авиации не удалось достичь своей цели. В 2009 году в возрасте 53 лет он умер в эффектной аварии в первом же тестировании прототипа своего летающего такси.
2. Макс Валье (Max Valier)
Макс Валье был австрийским изобретателем, физиком, и пионером ракетной техники. Он помог основать «Общество межпланетных сообщений», которое позже объединило одни из величайших умов со всего мира, работающих над тем, чтобы превратить космический полёт в реальность. Но, как и многие другие великие изобретатели, Макс Валье экспериментировал слишком много. В то время как он снова и снова удивлял мир своими инновациями в ракетной технике, он решил, что хочет перенести технологию ракет для автомобилистов - но автомобиль-ракета, который он представлял себе, так и не был построен. В мае 1930 года после нескольких успешных испытаний жидкого топлива, топливо на основе спирта, которое он испытывал в своей лаборатории, взорвалось, и Валье был убит.
1. Генри Смолински (Henry Smolinski)
Генри Смолински был высокообразованным ветераном и инженером, который работал на одни из крупнейших аэрокосмических компаний. Он решил бросить свою работу и начать свою собственную компанию в Калифорнии под названием «Engineers Advanced Vehicle», специализировавшуюся исключительно на том, чтобы создать летающий автомобиль. Его целью было создание летающего автомобиля, который был бы доступен для всех - мечта многих амбициозных инженеров в 70-е годы.
В 1973 году компания, наконец, построила AVE Mizar, первый летающий автомобиль, который был сделан путем совмещения задней части самолёта Cessna Skymaster с Фордом Пинто (Ford Pinto). Однако изобретение Генри убило его и его пилота в сентябре 1973 года, когда самолёт-автомобиль разбился и взорвался огненным шаром во время испытательного полёта. Вскоре после этого несчастного случая Национальное управление безопасности перевозок (National Transportation Safety Board) запретила какие-либо последующие тесты или похожие проекты, схемы которых, скорее всего, можно найти и по сей день на дне ящиков или пыльных папок многих инженеров.