Африка – это второй по величине континент в мире. Один миллиард её жителей говорит более чем на 1 000 языках, и здесь также присутствует огромное разнообразие этнических религий. В большинстве африканских культур история и верования объясняются и передаются из поколения в поколение через устные традиции и рассказы. Многие рассказы повествуют об общих понятиях, таких как жизнь после смерти или рождение Вселенной, но среди них также встречаются рассказы о вере в магию, духах предков, небесных существах, и есть целое разнообразие необычных легенд, которые относятся к африканским животным.
Все эти истории совсем не считаются чем-то принадлежащим к прошлому, они являются неотъемлемой частью ежедневной жизни многих африканцев, а также свидетельством их принципов и верований.
10. Хувеане (Huveane)
Во многих африканских историях Хувеане является первым человеком на земле, в то время как в других он изображается как коварное божество. Для народов Басуто (Basotho) и Бавенда (Bavenda), живущих в королевстве Лесото (Lesotho), на юге Африки, он является их создателем. После сотворения земли и небес, Хувеане хотел насладиться тишиной и покоем, с гордостью любуясь своей работой. К сожалению, это было примерно тем же временем, когда люди узнали о тычинках и пестиках. Это было отлично для них, но весь создаваемый ими шум был слишком громким для Хувеане. Хувеане вознёсся на небеса необычным способом, вбив в них колышки, и взойдя на вершину. По мере своего подъёма он убирал каждый колышек, чтобы ни один человек никогда не последовал за ним.
9. Каанг (Kaang)
Бушмены (Bushmen), которых также называют Куа (Khoi) или Сан (San), являются африканскими кочевниками. За последние несколько десятилетий, многие из них стали фермерами из-за опасности, которую представляет наша современная жизнь их традиционному образу жизни охотников-собирателей, но когда-то их территория простиралась от Кейпа (Cape) до Кении. Бушмены являются экспертами по нахождению воды, и к ним часто обращаются за советом благодаря их вещим снам и способности предсказывать.
Согласно их верованиям, верховный бог Каанг создал мир, но послал смерть и разрушения после того, как перенёс слишком много непослушания и враждебности. Несмотря на то, что он живёт в небесах, его невидимый дух всё ещё пребывает во всех живых существах. В одной истории жена Каанга родила канну (африканскую антилопу). Бог вырастил телёнка, но тот был по ошибке убит двумя сыновьями Каанга. Каанг потребовал, чтобы кровь канны сварили. Оставшийся после кипячения жирный осадок он разбросал по всему ландшафту, из чего и появились другие антилопы и животные. Таким образом, Каанг обеспечил людям мясо, чтобы люди на него охотились, убивали, и ели его по сей день.
8. Аду Огинае (Adu Ogyinae)
Согласно мифологии Аканов (Akan), все люди жили глубоко под землёй. В один прекрасный день, семь мужчин, пять женщин, леопард и собака вылезли из дыры, сделанной огромным червём. Оглядевшись, изумленные люди испугались, но Аду Огинае - первый мужчина, выбравшийся на поверхность, казалось, понял мир и его чудеса. Он успокоил их и дал им силу, возложив на них руки. Аду Огинае также взял на себя лидерство и сгруппировал людей в рабочие группы. Он руководил постройкой их первых укрытий, до тех пор когда дерево, которое он рубил, упало и убило его.
7. Билоко (Biloko)
Билоко это дьявольские, похожие на карликов существа, которые, как полагают, бродят по регионам низин тропических лесов в центральном Заире. Согласно легендам, эти существа являются беспокойными духами предков, которые всё ещё держат обиду на мир живых. Они ревностно охраняют леса и обитающих в них живых существ из дупел деревьев, в которых они прячутся. Женщины теряют сознание при виде их, и только самые смелые охотники могут войти в эти леса и выжить. Помимо отвратительной внешности: у них нет волос, есть длинные острые когти, зубастые рты, которые могут открыться достаточно широко, чтобы проглотить человека, у них ещё есть тенденция завораживать и съедать всех тех, кто попадают под их чары.
6. Бог реки Замбези (Zambezi River God)
Легендарный бог реки Замбези, или Нями-Нями (Nyaminyami) - это существо, похожее на дракона, которое, по легенде, заправляет всей жизнью на земле и могучей рекой Замбези, четвёртой по величине речной системой африканского континента. Согласно одному из сказаний, проект плотины Кариба (Kariba Dam) (начатый в 1956 году) пошатнул мирное существование народа Батонга (Batonga), который жил в долине реки Замбези (Zambezi Valley) на протяжении сотен лет. Когда их попросили переместиться, народ Батонга был уверен, что Нями-Нями не допустит строительства плотины. Почти через год после начала строительства случилось сильнейшее наводнение, которое убило нескольких рабочих и разрушило частично построенную плотину. Три дня родственники погибших ожидали, что их тела будут найдены. Наконец, старшины племени сказали, что лишь жертвоприношение может укротить гнев Нями-Нями, поэтому был заколот телёнок и спущен вниз по реке. На следующий день, тела рабочих были найдены в том месте, где они и должны были находиться. Строительство плотины было закончено в 1977 году.
5. Гиппопотам
Это замечательное африканское млекопитающие, как правило, считается богиней в африканских легендах. Почитаемая в Древнем Египте, как Таурт (Tawaret), богиня плодородия и деторождения, она, по сути, рассматривалась как заботливое и покровительствовавшее божество.
В Мозамбике народ Ронга (Ronga) рассказывает легенду о матери, которая оставила своё дитя с Матушкой Гиппопотамом для безопасности, так как жизни ребёнка угрожала завистливая соперница. Каждую ночь Матушка Гиппоптам появлялась с ребёнком, чтоб мать могла его покормить.
С другой стороны, самцы гиппопотамов обычно рассматриваются как дикие звери, способные менять своё обличье. Согласно легенде о герое Фара Мака (Fara Maka), один такой зверь съел все посевы на полях. Герой бросил в него все свои копья и натравил на него чёрных псов, но монстр продолжал есть, и герой смог убить его только после того, как жена героя наслала на него заклинание.
4. Калунга (Kalunga)
В ангольской народной сказке смерть объясняется следующим образом: убитый горем после смерти своей любимой жены Мухунгу (Muhungu), главный Китамба (Chief Kitamba) приказал своим людям не разговаривать и не принимать пищу, пока она не вернётся к жизни. Старейшины племени попросили знахаря привести королеву из Калунги (мира мёртвых). Знахарь приказал всем жители деревни умыться настоянными травами и вскоре после этого, спустился в мир мёртвых со своим сыном.
Следуя по дороге, ведущей в мир мёртвых, он вскоре встретился с королевой. Она показала ему Калунга-нгомбе (Kalunga-ngombe), правителя мира мёртвых, и объяснила, что в конечном итоге он пожирает всех. Она также указала на тёмную фигуру в цепях - духа главного Китамбы, которому суждено было умереть в ближайшее время. Дав ему погребальный браслет в качестве доказательства их встречи, королева отправила знахаря обратно, сказав, что никто, кто попал в Калунгу, не мог уйти оттуда, и что он не должен есть никакую пищу в мире мёртвых и не должен говорить о приближающейся смерти Китамбы. В противном случае его самого и его сына заставят остаться в мире мёртвых. Когда он вернулся, он показал браслет Китамбе, и Китамба подтвердил, что это действительно был браслет Мухунгу.
3. Ананси (Anansi)
Похождения Ананси, знаменитого бога шутника из западной Африки, описаны в сотнях сказок. Обычно его представляют в виде паука, рассказы о нём в основном гласят о его попытках обманным образом заставить людей воровать или делать что-то аморальное, что будет ему выгодным тем или иным образом. Эти попытки обычно заканчиваются полным провалом, обучая слушателей различным жизненным урокам. Один рассказ повествует о том, как он попытался скопить мудрость всего мира в горшок для себя. Когда ему это удалось, он попытался спрятать горшок на верхушке дерева, где никто не мог его найти. Он привязал горшок к своему животу и попытался влезть на дерево, но забирался он на дерево слишком медленно, скользя и теряя захват. Его сын, который следовал за ним, наконец спросил его, почему он не привязал горшок на спину, чтобы он мог легче подниматься. Как только он понял изобретательность своего сына, горшок соскользнул и упал на землю. Мудрость выпала и внезапный ливень смыл её в реку, а оттуда в воды океана, так что теперь, у всех есть немного мудрости.
2. Магия Королев Дождя Ловеду (Magic Of The Lovedu Rain Queens)
Для народа Ловеду из Мпумаланги (Mpumalanga), южная Африка, Королева Дождя это основополагающая часть их культуры и истории. По легенде, королева по имени Муджаджи (Mudjadji) была живым воплощением богини дождя. Благодаря тому, что она была воплощением дождя, даже состояние её духа влияло на погоду. По преданию, Муджаджи также обладала способностью насылать шторм, чтобы уничтожить врагов Ловеду или нежный дождь, чтобы помочь их друзьям. Каждый год, способности Королевы Дождя демонстрируются в поселении Га-Муджаджи (Ga-Modjadji) во время церемонии вызывания дождя. В возрасте 60 лет все королевы должны покончить жизнь самоубийством посредством яда. В этот день все королевские ингредиенты для вызывания дождя, ценные объекты и заклинания, которые держатся в секрете в течение её правления, переходят к её преемнице.
1. Загадочная Царица Савская (Mysterious Queen Of Sheba)
Мы знаем о Царице Савской из различных источников, включая Библию и Коран. Была ли она королева-регентша или супругой царствующего короля остаётся не известным. Её полное имя никогда не упоминается, но большинство учёных считают, что её королевство, возможно, находилось в регионе Эфиопии. Королевская семья Эфиопии утверждает, что они являются прямыми потомками ребёнка, рождённого у королевы от царя Соломона. В их легендах, королеву зовут Македа (Makeda).
В соответствии с Кебра Негастом (Kebra Negast) царь пригласил Македу на церемониальное пиршество, где специально подавалась острая пища. Из-за того, что она оставалась на ночь, она попросила царя Соломона поклясться, что он не изнасилует её. Он сказал, что не заберёт ничего у неё, если она не заберёт ничего у него. К сожалению, ночью она захотела пить, проснулась и потянулась за водой, которая стояла у её кровати. Царь появился, напомнив ей о её обещании, так как вода была самым драгоценным из всех земных благ. Королева взяла воду и выпила её, освобождая царя от его обещания.