По словам большинства пилотов, взлёт и приземление являются самыми опасными моментами полёта. Тем не менее, некоторые условия являются более рискованными, чем другие, однако создаётся впечатление, что никакие вершины гор, склоны скал, многолюдные пляжи и главные дороги не останавливают храбрых пилотов, представленных в этом списке, которые работают в таких условиях каждый день.
В этом списке мы опишем самые экстремальные и опасные аэропорты со всего мира. Итак, пристегните свои ремни:
10. Аэропорт Хуанчо Ираускин (Juancho E. Yrausquin Airport)
Остров Саба (Saba Island)
Добраться до этого удивительно красивого карибского острова не так-то легко, а всё из-за взлётно-посадочной полосы, длина которой составляет всего 396 метров – что совсем чуть-чуть длиннее, чем большинство взлётно-посадочных полос на авианосцах. Невероятно короткая взлётно-посадочная полоса окружена высокими скалами, и находится в опасной близости к крутому склону, который ведёт прямо в океан.
По этим причинам этот аэропорт считается одним из самых опасных аэропортов в мире. Неправильная оценка пилота во время взлёта может отправить самолёт прямиком в пропасть. Большие самолёты избегают этого аэропорта по понятным причинам, но даже для очень маленьких самолётов, таких как «Cessna», посадка представляет собой трудную задачу, особенно при плохих погодных условиях. Ну, по крайней мере, все знают, что виновато в постоянном снижении туризма на острове.
9. Аэропорт Чанду Банда (Qamdo Bamda Airport)
Тибет
Аэропорт Чанду Банда это самый высокий аэропорт в мире, находящийся более чем в 4330 метрах над уровнем моря. Помимо высоты расположения этого аэропорта, в нём ещё поражает почти 5,5-километровая взлётно-посадочная полоса.
Взлётно-посадочная полоса длиной в шестьдесят футбольных полей может показаться излишеством, но очевидно, длина взлётно-посадочной полосы имеет решающее значение для того, чтобы совершить безопасную посадку на больших высотах. Когда самолёт начинает спускаться на область, расположенную на уровне моря, на скорости 241 километр в час, для того, чтобы он полностью остановился, ему требуется взлётно-посадочная полоса длиной не менее 1524 метров. Но когда он садится на местность, расположенную на высоте более 4330 метров над уровнем моря, длина взлётно-посадочной полосы, необходимой для его полной остановки, должна быть в два раза больше.
Путешествия на больших высотах могут на самом деле быть чрезвычайно опасными и путешественники должны заранее знать об опасности, ещё до того как они полетят в такие места.
8. Аэропорт Густав III (Gustaf III Airport)
Сен-Бартелеми (Saint Barthélemy)
Небольшой аэропорт Густав III, на карибском острове Сен-Бартелеми, подвергает довольно серьёзным опасностям как пилотов, так и пассажиров. Трасса, на которой была построена взлётно-посадочная полоса, невероятно узкая, и самолёты при посадке приближаются пугающе близко к склонам возвышенности прилегающей территории, что создаёт риск падения самолёта в океан при каждой посадке.
Это видео на YouTube отлично иллюстрирует то, через что вам придётся пройти, если что-то пойдёт не так при посадке. Хорошо, что по крайней мере в этом случае никто не получил даже незначительных ранений.
7. Ледяная взлётно-посадочная полоса (Ice Runway)
Антарктида (Antarctica)
Опасности Ледяной взлётно-посадочной полосы скорее связаны с экстремальными погодными условиями, с которыми пилоту приходится бороться, чем со схемой или месторасположением самого аэропорта. Ледяная взлётно-посадочная полоса является одной из трёх крупнейших взлётно-посадочных полос, используемых для перевозки учёных и продовольствия на антарктическую станцию Мак-Мёрдо (McMurdo Station). Как можно предположить из её названия, никаких гудронированных шоссе тут нет – просто длинные полосы тщательно расчищенного льда и снега.
На Ледяной взлётно-посадочной полосе нет недостатка в месте, поэтому тут может относительно легко приземлиться даже самолёт огромных размеров. Трудность состоит в том, чтобы посадить самолёт так, чтобы его вес в совокупности с весом его груза не проломили лёд и чтобы самолёт не застрял в мягком снегу. Как только лёд на этой взлётно-посадочной полосе начинает раскалываться, самолёты перенаправляются на Пегасос Филд (Pegasus Field) и Уильям Филд (Williams Field), две другие взлётно-посадочные полосы, обслуживающие станцию.
6. Аэропорт Куршевель (Courchevel Airport)
Франция
Город Куршевель во французских Альпах является одним из самых известных горнолыжных курортов в Европе, но, по-видимому, город во многом обязан своей славой своему аэропорту, который находится в горах. Аэропорт Куршевель славится не только своим невероятно высоким и странным местом расположения, но и тем, что он сыграл важную роль в фильме о Джеймсе Бонде, «Завтра не умрет никогда», в котором мистер Бонд успешно посадил самолёт в крайне опасном аэропорту.
5. Международный Аэропорт Барра (Barra International Airport)
Шотландия
Это вполне возможно единственный аэропорт в мире, который также служит в качестве пляжа. Взлёты и посадки в аэропорту Барра происходят на том же песке, по которому прогуливаются люди в нерабочее для аэропорта время. И это ещё не всё: во время прилива в вечернее время, освещение от фар всех проезжающих мимо машин помогает пилоту посадить самолёт. Для тех, кто просто хочет насладиться романтической прогулкой вдоль пляжа, поставлены предупреждающие знаки информирующие людей о всех ожидаемых в ближайшее время посадках самолётов.
Хотите верьте, хотите нет, но Барра до сих пор является официально признанным Организацией Воздушного Движения (Air Traffic Organization) международным аэропортом, и создаётся впечатление, что любые логические или рациональные предложения не принимаются властями во внимание. Мы можем только надеяться, что они лучше нас осведомлены о всех тонкостях такого расположения аэропорта!
4. Международный Аэропорт Тонкотин (Toncontin International Airport)
Гондурас
В Тегусигальпе (Tegucigalpa), столице Гондураса, можно приземлиться в одном из самых опасных и печально известных аэропортов в мире. Он служил предметом разбирательств после нескольких несчастных случаев, включая авиакатастрофу, произошедшую в 2008 году и унесшую жизни пяти пассажиров. Этот аэропорт был открыт ещё в 1934 году, когда самолёты были менее мощными и не нуждались в настолько длинных взлётно-посадочных полосах.
Длина взлётно-посадочной полосы Тонкотина составляет чуть больше 2133 метров, и расположена она в долине, окружённой горами. И что ещё невероятнее – на данный момент опасность этого аэропорта состоит в том, что у него есть только одна взлётная и одна посадочная полоса для самолётов, что значительно увеличивает риск несчастных случаев. Несмотря на все эти факторы высокого риска, в этом аэропорту на ежедневной основе приземляются такие большие самолёты, как Boeing 757.
3. Аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (Tenzing-Hillary Airport)
Непал
Изначально этот аэропорт назывался Лукла (Lukla Airport), но потом его переименовали в аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари, чтобы почтить память первых людей, которые достигли вершины горы Эверест. Расположенный в городе Лукла, Непал, аэропорт обслуживает тысячи скалолазов, надеющихся «покорить» Эверест, а также любителей-альпинистов, желающих исследовать регион Эвереста.
Среди опасностей этого аэропорта можно перечислить сильные ветра и сильную облачность – но это совсем не самые страшные факторы. Как и в случае аэропорта Густав III, один из концов взлётно-посадочной полосы аэропорта имени Тэнцинга и Хиллари заканчивается высокой местностью, только вместо прекрасного песчаного пляжа на другом конце вас ожидает падение вниз на 609 метров.
В этом аэропорту уже было несколько несчастных случаев, и последний из них произошёл 12 октября 2010 года.
2. Международный аэропорт Мадейры (Madeira Airport)
Португалия
Когда международный аэропорт Мадейра был впервые открыт в 1964 году, длина каждой из двух его главных взлётно-посадочных полос не превышала 1600 метров.
После ужасающей аварии, произошедшей в 1977 году, в ходе которой идущий на посадку Boeing 727 разбился о каменный мост и в конечном итоге оказался на пляже, одну из взлетно-посадочных полос удлинили на 200 метров. В начале 2000-х годов, взлётно-посадочную полосу удлинили ещё больше, и теперь она проходит через пляж, и опирается на колонны.
Даже с учётом того, что взлётно-посадочную полосу продлили, самая обычная посадка до сих пор представляется нелёгким делом даже для самых опытных пилотов. Вопреки всем свои инстинктам и для того, чтобы задать самолёту правильный курс на посадку, пилоты сначала должны направить самолёт на неясные очертания вершины горы, а затем быстро отклониться влево, чтобы избежать столкновения с горой.
1. Аэропорт Гибралтара (Gibraltar Airport)
Гибралтар
Аэропорт Гибралтара не только является одним из самых опасных аэропортов в мире, но ещё и одним из самых оживленных (особенно по сравнению с другими опасными аэропортами, включенными в этот список). Независимо от того, как бы невероятно это ни звучало, трасса этого аэропорта на самом деле проходит через главную улицу города.
Транспортные средства вынуждены останавливаться каждый раз, когда самолёт приземляется или взлетает. Ещё удивительнее то, что здесь ни разу не было ни одного крупного несчастного случая – и мы надеемся, что тут их и не случится.