Ровно 46 лет назад, 30-го апреля 1967-го года, в эксплуатацию была сдана Останкинская телебашня. В своё время она являлась самым высоким в мире сооружением; сейчас её 540 метров занимают уже 5-ое место в мире. Мы приглашаем вас в небольшое путешествие в прошлое – в то время, когда Останкинская телебашня только строилась:
Диаметр монолитного кольцевого железобетонного фундамента, на котором возводили башню весом 32.000 тонн, равняется 74 метрам. Ширина фундамента – 9,5 м, а высота – 3 м. Благодаря системе кольцевой напряжённой арматуры (состоящей из 104-ёх пучков с 24-мя 5-тимиллиметровыми проволоками в диаметре в каждом) в 10-тиугольной ленте фундамента было создано предварительное напряжение: с помощью гидравлических домкратов каждый пучок был натянут с силой почти 60 тонн.
Грунт, в который был заложен фундамент, был вырыт глубиной 4,65 м. Специалисты предположили, что он осядет приблизительно на 3-3,5 см. Останкинская телебашня имеет 6-кратный запас прочности (устойчивость к опрокидыванию).
Железобетонной опорой всего сооружения является тонкостенная оболочка конической формы, которая опирается 10-тью "ногами" из железобетона на "банкетки" фундамента. Нижнее основание этой оболочки имеет диаметр 60,6 м, а на уровне 63-ёх метров – 18 м. Верхняя часть ствола телебашни, начиная с высоты 321 м, сделана в форме цилиндра, наружный диаметр которого составляет 8,1 м. Стены у основания телебашни – толщиной 500 мм.
В самом центре конического основания возведён самостоятельный фундамент в виде круглой железобетонной плиты толщиной 1 метр; её диаметр составляет 12 м. На фундаменте сооружён железобетонный стакан диаметром 7,5 м и высотой 63 м, который предназначен для скоростных лифтов, силовых кабелей и кабелей связи, шахт с канализационными и водопроводными стояками, а также для аварийной стальной лестницы. Пятнадцать перекрытий между этажами опираются концами балок на этот стакан, а между ним и конусным основанием сооружена лестничная клетка.
Ветровая нагрузка может спровоцировать колебание верхней части башни, а при сильном ветре её вершина может отклоняться до 10-ти метров. Учитывая привычные для Москвы ветра, колебания на смотровых площадках и в ресторане башни ощущаются почти так же, как во время качки корабля с амплитудой 8 см и периодом колебаний каждые 10 секунд.
Солнце также является "врагом" башни: в результате одностороннего нагрева ствол башни от искривления перемещается на 2,25 м у вершины и на 0,72 м на высоте смотровых площадок. 150 стальных тросов, которые натянуты от внутренней поверхности ствола на расстоянии 50 мм, уменьшают деформацию от одностороннего нагрева и ветровых нагрузок.
Общая высота металлических антенн в виде стальных труб с жёсткими диафрагмами внутри, установленных на железобетонной части башни, составляет 148 метров. Чтобы обслуживать антенны до 470-метровой высоты, используется специальный лифт. Для осмотра и демонтажа вибраторов, а также для периодического окрашивания конструкции антенн подвешиваются люльки и устанавливаются шесть площадок с перилами.
Во время строительства Останкинской телебашни были использованы самые передовые достижения строительного машиностроения. Металлоконструкции собирали и монтировали с помощью уникального башенного крана БК-1000, грузоподъёмность которого составляла 16 тонн (вылет стрелы – 45 м). Для сооружения ствола башни использовался единственный в мире самоподъёмный агрегат, вес которого составлял 300 тонн. Бетон на него доставлялся с помощью лифтов.
Секции металлических антенн собирали на отдельной площадке с помощью гусеничного крана СКГ-100, грузоподъёмность которого равнялась 100 тоннам. Эта сборка была контрольной. Одновременно с этим на антеннах монтировали оборудование и устанавливали вибраторы. Затем секции антенн разобрали, их отдельные части ("царги") с помощью крана, установленного на стволе башни, подняли на её вершину и смонтировали таким образом, что они вошли внутрь ствола на 10 м. Затем монтаж вёлся с помощью ползучего крана.
Проект башни был разработан авторским коллективом ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, а именно: инженером-конструктором Н. Никитиным, архитекторами д. Бурдиным, Л. Баталовым и В. Милашевским, инженером-конструктором Б. Злобиным и инженером-сантехником Т. Мелик-Аракеляном. Некоторые части проекта были разработаны "Моспроектом-1" и 19-тью другими проектными организациями. Генеральной проектной организацией являлся Государственный Союзный Проектный Институт Министерства связи СССР. Технологическая часть проекта была осуществлена авторским коллективом под руководством инженера И. Островского.
Вслед за контрольной сборкой и настройкой антенн на стенде, с помощью гусеничного крана в зону действия кольцевого крана были перенесены отдельные монтажные элементы весом до 25-ти тонн. Кольцевой кран поднимает "царгу" на перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 63 метров. На высоте 385 метров находится мостовой кран, который поднимает "царги" на следующую перегрузочную площадку, находящуюся на высоте 370 метров. Затем передвигающийся по смонтированным "царгам" самоподъёмный кран водружает отдельные монтажные элементы один на другой.
Самое верхнее звено (последнее) поднимается краном за середину. Чтобы сохранить вертикальное положение звена, его нижний конец искусственно утяжелили.
На высоте 385 метров виднеются кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане можно увидеть брезентовую "юбку" с верёвочным каркасом, за которой размещены подвесные подмости, необходимые для ведения работ по закреплению наружной опалубки, а также для осмотра наружной поверхности бетона.