В 1727-1734 гг., джайпурский махараджа Джай Сингх II построил на своей родной территории в западном центре Индии пять астрономических обсерваторий. Обсерватории, названные «Джантар-Мантар», включают множество зданий уникальной формы, каждое из которых имеет определённое значение для астрономических измерений. Эти строения уже давно привлекают внимание архитекторов, художников и знатоков истории искусств со всего мира, своей поразительной комбинацией геометрических форм огромного размера. Однако они до сих пор не известны широкой публике.
Джай Сингх, страстно интересующийся математикой и астрономией, адаптировал и улучшил уже имеющиеся обсерватории, чтобы создать непревзойдённый шедевр архитектурного искусства для астрономических измерений. Махараджа являлся последователем Исламской школы астрономии, поэтому он изучал работы её великих астрономов. Древнегреческие и Персидские обсерватории включали элементы, которые Джай Сингх использовал в своём дизайне. Однако приборы Джантар-Мантар гораздо сложнее и намного крупнее всех ранее построенных, а в некоторых случаях совершенно уникальны по функциональности и в дизайне.
Из обсерваторий, построенных в Дели, Джайпуре, Матхуре (Mathura), Удджайне (Ujjain) и Варанаси (Varanasi), на сегодняшний день сохранились все, кроме Махтурской. Приборы находятся в разном техническом состоянии, из-за плохих погодных условий и нехватки своевременного ухода, но приоры обсерватории в Джайпуре и Удджайне были восстановлены и отремонтированы. Кроме того, именно эти две обсерватории время от времени обновлялись с момента их постройки. Обсерватория в Джайпуре самая большая, к тому же, она лучше всего сохранилась. Она была внесена в Список Мирового Наследия Юнеско как «выражение астрономических навыков и космологических концепций при дворе учёного принца на закате Империи Великих Моголов».
Джайпурская обсерватория состоит из 14 главных астрономических устройств для измерения времени, прогнозирования затмений, слежения за расположением звёзд по мере вращения Земли вокруг солнца, установления расположения планет и определения небесных высот и связанных с ними эфемерид. Самый крупный прибор Самрат Янтра (Samrat Yantra), является солнечными часами высотой в 27 метров. Тень, от часов отрегулирована для указания точного времени. Самрат Янтра может указывать время с точностью до 2 секунд. Его тень видимо движется на 1 мм в секунду, или приблизительно на 6 см каждую минуту.
Джэй Пракаш (The Jay Prakash) наверное, является самым искусно сделанным и сложным прибором, построенным Джай Сингхом. Он состоит из выдолбленных полушарий с маркировкой на их вогнутых поверхностях. Между точками окружности были натянуты перекрестия.
Изнутри сферы, наблюдатель мог вычислить положение звезды с помощью различных маркировок или же по краю отверстия. Строение основано на концепциях, разработанных в 300 году до нашей эры, когда греко-вавилонский астроном Беросс, по преданию, создал полусферические солнечные часы.
Полусферические часы также появлялись в европейской Церковной Архитектуре в Средние века, а также в обсерватории города Нанкин, в Китае, в конце 13-го века. Тем не менее, Джэй Пракаш, гораздо более искусный, сложный и многогранный, чем все его предшественники.
Другие приборы включают Рам Янтру (Ram Yantra), главной функцией которого, было измерение высот и азимутов небесных тел, включая Солнце; Мишра Янтру (Mishra Yantra), служившим для определения полдня в различных странах мира. Кстати, этот прибор был единственным из всей обсерватории, созданным не Джай Сингхом II. Прибор Шастанса Ятра (Shasthansa Yantra) дает очень точные измерения зенитного расстояния, наклона и диаметра Солнца.
На сегодняшний день обсерватории являются популярной туристической достопримечательностью. Однако местные астрономы до сих пор используют их для прогнозирования погоды для фермеров, хотя вера в их способности со временем ослабевает. Студенты астрономии и Ведической астрологии должны проводить время в обсерваториях для некоторых из своих лекций. Считается, что помимо текстов, обсерватории являются единственным и самым представительным творением Ведической эпохи, сохранившимся, по сей день.