Непал – древняя страна. Первые упоминания в хрониках о происходивших в ней событиях относятся к VIII веку до Рождества Христова.
Непал – экзотический заповедник, мекка для путешественника, еще 50 лет назад наглухо закрытая для иностранцев и от того хорошо сохранившая свое эзотерическое своеобразие. Однако в Непал не нужно стремиться только за экзотикой, для этого есть много других мест. Эта страна много больше, чем ее храмы, восточные базары и колорит коренного населения. Это Аура Непала, то незримое и невесомое, что чаще всего мы и не видим, придавленные грузом своего материализма. Это одна из немногих стран, где религиозная терпимость естественна, а не установлена и, главное, поддерживается законом. Непал весь как бы прижимается к Гималаям, где вечность и покой не дадут его в обиду...
Молодые монахи в буддистском храме Свайамбхунат Ступа (Swayambhunath Stupa)
Фото: Alison Wright
Слово «ступа» в переводе с санскрита переводится как вершина, верхушка. Этим словом в древней Индии называли могильные курганы. Позже это слово стало обозначать храм, возведенный на могиле царя или вождя и монументальное сооружение для хранения реликвий.
Когда около 2 000 лет назад индийский император Ашока Великий принял буддизм, он приказал разделить мощи Будды на 84 000 частей и, поместив их в драгоценные шкатулки, заложить в основу множества ступ, возводимых в различных точках Индостана.
Ступа, возведенная над священными мощами Будды, представляет собой кирпично-глиняную полусферу, на которую опирается прямоугольная башня с коническим куполом, увенчанный шпилем с короной. На каждой из четырех сторон основания купола изображены всевидящие глаза Будды – узнаваемый символ этих сооружений, массово тиражируемый в значках, открытках и туристских буклетах. Глаза Будды смотрят на стороны света с поворотом на 60 градусов.
Ступа Свайамбхунат (Swayambhunath Stupa) – одно из самых известных культовых сооружений такого рода. Древние рукописи упоминают строительство этого храма в 460 году нашей эры. Ступа находится на высоком холме в 3 км к западу от Катманду.
По многим легендам, которые подтверждаются и геологическими изысканиями, в древности чаша долины Катманду была заполнена водой огромного озера, а холм, на вершине которого расположена ступа Сваямбунатх, представлял собой остров. Согласно легендам, одна из реинкарнаций бога Манджушри своим волшебным мечом прорубила брешь в горах, образовав Чобарское ущелье, через которое вся вода вытекла с долины. Впрочем, по научной теории, причиной возникновения плодородной долины было сильное землетрясение, в результате которого вода ушла в возникший проем в горах, и вершина холма поднялась на 77 метров относительно уровня долины. Сейчас на вершину холма с восточной стороны ведет лестница, построенная в XVII веке и состоящая из более чем 300 ступеней. Говорят, что количество ступеней соответствует числу дней в году.
Считается, что ступа Сваямбунатх имеет наиболее сильную энергетику среди всех древних храмов, выстроенных на священных мощах Будды. Поэтому сюда нескончаемым потоком идут паломники и просто верующие. Из-за большого количества обезьян, живущих на склонах холма, это место называют еще Monkey Temple – обезьяний храм.
Текст Рамаяны
Фото: Maggie Steber
Рамаяна – древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, авторство которой приписывается легендарному мудрецу Вальмики. Окончательно её текст - в том виде, котором он дошёл до нас, - сложился во II - III в. до н. э. Рамаяна излагает историю подвигов обожествлённого впоследствии Рамы, освобождение его жены Ситы, захваченной предводителем демонов Раваной. Важное значение имеет философское содержание поэмы. Из 48000 строк оригинального текста в книгу включено в стихотворном переводе В. А. Потаповой 6000 строк, передающие основной ход описываемых в поэме событий.
Ячменные поля, Королевство Мустанг
Фото: David Stubbs/Aurora Photos
Мустанг – полунезависимое изолированное княжество в составе Непала, которое, как считается, осталось одним из последних мест, где тибетские религиозные и культурные традиции прошли неизменными сквозь века. В королевстве Мустанг нет ни дорог, на аэродромов. Сегодня единственный способ попасть туда – это пеший переход по тропе, как это делали люди на протяжении столетий.
Непал вообще создан для пешего хождения – за сотни лет тропы в горах превосходно вытоптаны миллионами босых и сильных ног, идти по ним одно удовольствие, они соединяют все селения в стране самым коротким путем. Тропинки ветвятся, но заблудиться невозможно: Непал густо населен, и на любой тропинке хоть раз в день да повстречается вам приветливый непалец. Стоит сказать ему, куда вы путь держите, и он улыбнется и покажет направление.
Фестиваль Мани Римду (Mani Rimdu) – фестиваль шерпов (народность, живущая в Восточном Непале) отмечается в районе Эвереста с танцами лам в монастырях.
Фото: Robb Kendrick
Буддистские монахи дуют в медные горны, Ло-Мантанг (Lo-Manthang)
Фото: Jill Gocher/AsiaImages/Aurora Photos
Ло Мантанг – окруженный стеной город, в котором живут около 845 человек. На зиму, вместе со своим скотом жители покидают город, для того чтобы провести суровую зиму в Покхаре или Катманду.
Вершины Гималай
Фото: Jeff Davids, Your Shot
Ступа Бодднатх (Boudhanath Temple), Катманду
Фото: Alison Wright
Ступа Бодднатх расположена в восточной части Катманду. Это самая большая ступа в Непале и одна из самых больших в мире. Благодаря ей весь район, называемый Бодданатх, со второй половины XX века превратился в религиозный и культурный центр тибетского населения Непала. Вокруг ступы построено несколько десятков монастырей, представляющих практически все традиции и направления тибетского буддизма, а также множество магазинов, торгующих тибетскими сувенирами и предметами культа. Большинство тибетцев, проживающих здесь, являются беженцами, покинувшими свою страну после неудавшегося восстания против китайского вторжения в 1959 году. Община тибетцев достаточно хорошо освоилась в Непале и на сегодняшний день Бодданатх одно из немногих мест в мире, где сохранились живая тибетская культура и традиции.
Современные учёные до сих пор не пришли к единодушному заключению относительно возраста ступы, но по некоторым предположениям первая ступа на этом месте была воздвигнута после 600 года нашей эры, после того как, тибетский король Сонцэн Гампо принял буддизм благодаря обеим своим жёнам – непальской принцессе Бирикути и китайской принцессе Венченг. Настоящая ступа скорее всего была построена после того, как первая была сильно повреждена в результате захвата Непала мугалами в XIV веке.
После смерти Будды Гаутамы началась эпоха возведения ступ, которые сперва предназначались для помещения внутри них мощей Будды и других святых, а также в честь знаменательных событий. Затем назначение ступ постепенно приобрело философско-символический смысл. Архитектурная стилистика сооружений постепенно усложнялась и в конце концов ступы стали символизировать весь спектр космогонических воззрений буддизма.
Ступа Бодднатх (Boudhanath Temple), Катманду
Фото: Steve Potts, My Shot
Основание ступы Боддататх выполнено в форме трёхуровневой мандалы, символизирующей землю. Над основанием возвышается куполообразная часть ступы, символизирующая воду. Шпиль, вознёсшийся над куполом, символизирует огонь. Зонтик, установленный на шпиле, символизирует воздух. Над зонтиком возвышается наконечник, обозначающий эфир. Всевидящие глаза Будды, изображённые на каждой из четырёх сторон прямоугольного основания шпиля ступы, бдительно взирают в направлении четырёх сторон света. Шпиль состоит из тринадцати ступеней, представляющих собой тринадцать этапов на пути к освобождению от сансары.
Вокруг основания купола ступы расположены 108 изображений Дхьяни Будды Амитабхи. В кирпичной стене, окружающей всё сооружение, находятся 147 ниш, внутри которых установлены 4 или 5 молитвенных колёса. На каждом из колёс написана мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Эта магическая мантра, состоящая из 6 самостоятельных слогов, самая популярная во всех буддистских странах. Ее произносят, перебирая четки, буддисты всех национальностей.
Ступы Сваямбунатх и Бодднатх, которые, наряду с деревянными украшениями древних неварских пагод, являются главными достопримечательностями долины Катманду.
Молитвенное колесо
Фото: Ethan Welty/Aurora Photos
Тибетские молитвенные колеса (названные тибетцами «колеса Мани») были предназначены и задуманы для распространения духовного благословения и благополучия. Рулоны тонкой бумаги, на которых множество раз напечатана или написана основная буддийская мантра (молитва) «Ом Мани Падме Хум», записанная в древних индийских и тибетских писаниях, намотана вокруг оси в защитном контейнере, и раскручивается вокруг этой оси.
Фестиваль Думже (Dumje Festival). На этом летнем фестивале шерпы района Кхумбу собираются в монастыре Джунбеси для изгнания злых духов.
Фото: Robb Kendrick
Треккер, держащий свой путь на горный массив Аннапура в Гималаях, посещяет буддийского священника дабы тот благословил его и дал сил для успешного пересечения самого высокого в мире перевала Торонг Ла (Thorung La)
Фото: Brandon Sawaya/Aurora Photos
Перевал Торонг Ла (Thorung La Pass), Аннапура
Фото: Helmut Zhang, My Shot
Аннапурна – одна из двух горных святынь, которые «стережет» Эверест. Это фактически не гора, а целая горная гряда. Есть Аннапурна-1, Аннапурна-2... и так до Аннапурны-5. Очень большой и серьезный горный массив, хотя на карте его обозначают точкой. Нехилый восьмитысячник, он притягивает альпинистов и горных туристов всех стран. Ведь здесь есть возможность проверить себя и на нехоженых заснеженных скалах, и на вполне безопасных, но испытывающих человека на выносливость и прочность тропах, подходящих вплотную к подошве Аннапурны. Вообще, совершить восхождение к подножию Аннапурны – несбыточная мечта многих индуистов из соседних стран.
Приготовления на кухне, Ло Мантанг (Lo Manthang)
Фото: David Stubbs/Aurora Photos
Непальский садху
Фото: Kimberley Coole, Your Shot
Садху — это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии. Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.
Мужчина и его внучка присели отдохнуть на ступени пагоды на Королевской Площади (Durbar Square) в Бхактапуре, долина Катманду.
Фото: Bas Uterwijk
Бхактапур (Bhaktapur) – едва ли не самый драгоценный город на территории Непала, находящийся в 15 км к юго-востоку от столицы страны Катманду. Само слово «Бхактапур» означает «город преданных», или «город святых», но у него есть и другие поэтичные названия – «город сказок», «город мастеров». Любое из этих сравнений в полной мере применимо к этому удивительному непальскому городу. В 14-17 веках нашей эры Бхактапур был столицей непальского королевства, и с той далёкой поры в городе осталось огромное количество шедевров древней непальской архитектуры и скульптуры, ныне тщательно оберегаемых и охраняемых государством. В целях сохранности этих уникальных памятников движение автотранспорта в центральной части Бхактапура резко ограничено, что делает прогулки по нему необычайно приятными и спокойными. Узкие улочки со старинными домами, храмами и пагодами сохранили свой вид с глубокой древности. А на знаменитой Королевской Площади (Durbar Square) и соседних улицах концентрация шедевров непальского зодчества и скульптуры превосходит все мыслимые пределы. В 1979 году Бхактапур по праву был включён в список объектов всемирного культурного наследия.
Храм Ньятапола, Бхактапур (Nyatapola Temple, Bhaktapur)
Фото: Juan Manuel Castro Prieto/Agence VU/Aurora Photos
Пятиярусный храм Ньятапола имеет высоту 30 метров, и является одним из лучших образцов древней непальской архитектуры. Храм был воздвигнут во время правления короля Бхупатиндра в 1702 году. Его конструкция была столь удачной, что даже разрушительное землетрясение 1934 года не нанесло ему значительных повреждений. Ко входу в храм ведёт пятиярусная лестница, украшенная большими каменными изваяниями на каждом ярусе. Внизу расположены статуи легендарных силачей Джаймела и Патту, о которых говорят, что своей силой они превосходили десяток обычных людей. Над ними стоят два слона, еще выше два льва, далее два грифа и на верхнем ярусе лестницы два божества – Багини и Сингини. Считается, что каждая пара фигур в десять раз сильнее, чем пара, расположенная на ярус ниже. Посему храм имеет надежную защиту. Но всех их превосходит богиня Лакшми, обитающая внутри храма, который и был воздвигнут в честь неё. Видеть богиню воочию могут только служители храма, но 108 деревянных распорок крыши украшены её изображениями в различных ипостасях.
(с) Dakota