Сейчас в нью-йоркском выставочном центре “Discovery Times Square” проходит выставка, посетив которую можно увидеть более 130 предметов из гробницы Тутанхамона и других артефактов времен золотого века фараонов. Выставка будет открыта до начала следующего года.
1. Генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта Захи Хавасс (в центре) показывает останки фараона Тутанхамона члену египетской делегации Салаху Монтасеру на представлении выставки «Тутанхамон и золотой век фараонов» в Нью-Йорке 21 апреля. Спустя более 30 лет с момента последнего «визита» фараона, золотой мальчик вернулся в Нью-Йорк. (Brendan McDermid / Reuters)
2. Этот сосуд для косметики, вырезанный из кальцита, отделан золотом, цветным пигментом и окрашенной слоновой костью. На крышке – статуэтка в виде лежачего льва, на плече у которого выгравирован узор фараона. Вероятно, этот лев был символом фараона, а изображения четырех главных врагов Египта представлены в виде голов у основания. К сосуду прикреплены две колонны, на каждой из которых расположена голова бога Бес. Эти архитектурные детали также служат рамкой для двух сцен, изображающих дерущихся животных. (Andreas F. Voegelin)
3. Позолоченный гроб Тюи, практически полностью покрытый красноватым золотом. (Andreas F. Voegelin)
4. Этот кальцитовый бюст фараона изображает Тутанхамона с именами на головном уборе. Красная и черная краска используются, чтобы выделить черты лица, равно как и два защитных божества в виде хищной птицы и кобры на лбу. Усеченное основание под плечами указывает на то, что бюст служил стопором для одной из четырех цилиндрических впадин для погребальных урн, в которых хранились мумифицированные органы фараона. (Andreas F. Voegelin)
5. Эта статуэтка фараона в высоком головном уборе Верхнего Египта сделана из дерева, покрытого гипсом, который затем позолотили. Эта статуэтка – один из 35 ритуальных предметов фараона и божеств, которые помещали в запечатанные раки в гробнице. Сочетание цветов – золотого на фигуре и черного на основании – олицетворяет перерождение. Крюк в левой руке статуи и цеп в правой являются символами правления. (Andreas F. Voegelin)
6. Эта золотая статуэтка практически идентична той, что изображает фараона Верхнего Египта. Эта статуя изображает Тутанхамона в короне Нижнего Египта. Он также держит символы своего правления – крюк и цеп, сделанные из позолоченной бронзы, впрочем, как и сандалии. Фигура стоит на черном основании, первоначально она была покрыта парусиной и стояла в деревянной раке. (Andreas F. Voegelin)
7. Говард Картер обнаружил этот небольшой сундучок в форме древнего храма в передней гробницы. Он сделан из позолоченного дерева, а основание покрыто слоем серебра. Внутри стоит деревянная подставка с покрытой золотом черной подпоркой, однако статуэтки, которую она поддерживала, больше нет, хотя на основании вес еще можно увидеть выгравированные отпечатки. На внутренних и внешних стенках сундука, а также на боковых стенках и дверях изображены фараон с царицей во время различных действий, некоторые из которых имеют отношение к фестивалям, сексуальности и коронации. (Andreas F. Voegelin)
8. Этот кинжал был так важен для Тутанхамона, что его положили на его мумию вместе с другими вещами. Клинок отполирован золотом с простыми и элегантно выгравированными деталями. Эфес также из золота и имеет чередующиеся полоски зернистого золота и клуазоне красного и голубого стекла. Навершие эфеса имеет кольцо из двух соколов с распростертыми крыльями, а верхняя часть украшена цветочными мотивами, в центре которых – свиток с именами фараона. (Andreas F. Voegelin)
9. Это изысканное ожерелье было выполнено из золота со вставками из электрума, серебра, полудрагоценных камней и цветного стекла. Спереди, на нагрудной части изображены сцены с участием фараона и некоторых богов, а сзади расположен противовес. Детализированная полоска, соединяющая две части, состоит из двух свитков с именами фараона, перемежающиеся с королевскими титулами, божествами и посланиями в виде иероглифов. Спереди ожерелье имеет форму раки, справа изображен Пта, а слева – Секхмет. Сзади поверхность ожерелья полностью из золота. Сцена, изображенная на противовесе, более простая – на ней фараон сидит перед богиней Маат. (Andreas F. Voegelin)
10. Этот деревянный футляр для зеркальца в форме анкха (означающем на египетском «жизнь») покрыт золотом и украшен полудрагоценными камнями и цветным стеклом. На вставках из драгоценных камней изображены иероглифы, означающие тронное имя фараона, а цветок лотоса внизу символизирует перерождение. «Петля» в верхнее части креста содержит имя, как это обычно бывает. Сам анкх имеет еще одну функцию – это одно из слов, которые древние египтяне использовали для обозначения понятия «зеркало». (Andreas F. Voegelin)
11. Этот бюст Тутанхамона, вырезанный из дерева и покрытый гипсом, а затем покрашенный, изображает молодого фараона, скорее, как юношу, чем божество. И хотя на нем королевская корона с божеством кобры, он одет в рубашку из простого полотна, сквозь которую видна верхняя часть его грудной клетки. Он довольно улыбается, а мочки его ушей проколоты, что было характерно как для мужчин, так и для женщин в этот период. Археологи предполагают, что эта статуя использовалась в качестве манекена, на котором вывешивались наряды фараона или демонстрировались его драгоценности. Возможно, статуя имела и другую функцию, так как подобные статуэтки использовались в различных религиозных ритуалах. (Andreas F. Voegelin)
12. Этот деревянный страусиный веер – один из нескольких – был найден в гробнице. Его длинная ручка заканчивается папирусным «зонтиком», на котором с одной стороны изображена охота на страусов (очевидно, из-за их перьев для вееров), а с другой – возвращение приза. В самой сцене охоты можно увидеть подобный веер. Фараон стоит в колеснице, нацеливаясь на страусов луком, в то время как за ним идее «анкх», который приобрел руки и ноги. Анкх – был символом жизни в Древнем Египте, на картине он оберегает фараона. Эта сцена символизирует божественность фараона. (Andreas F. Voegelin)
13. Мозаичное нагрудное украшение с именем фараона сделано из золота и разноцветных полудрагоценных камней. (Andreas F. Voegelin)
14. Золотая диадема, украшенная цветным стеклом и полудрагоценными камнями все еще была на голове Тутанхамона, когда Говард Картер открыл королевский гроб спустя более 3200 лет после смерти юного правителя. Два защитных божества в виде хищной птицы и кобры, первоначально находившиеся спереди, были перемещены и положены рядом с бедрами мумии, чтобы золотую маску можно было положить на место. (Andreas F. Voegelin)
15. У Тутанхамона было четыре мини-гроба из золота, цветного стекла и полудрагоценных камней. Каждый из них стоял в отдельной комнате в алебастровой гробнице. На полоске, бегущей вниз спереди, написаны имена Имсети – одного из сыновей Хоруса, и богини Исиды, защищавшей больные и мумифицированные органы, в данном случае, печень. На картуше, окружающей имя фараона внутри, раньше было имя одного из его родственников. (Andreas F. Voegelin)
16. Найденный на мумии Тутанхамона, этот золотой нагрудный орнамент в форме сокола с распростертыми крыльями был одним из нескольких амулетов, которые лежали на шее правителя. Он имеет форму бога Хоруса, олицетворяющего правление и религию солнца. Крылья выгравированы до мельчайших деталей. Крылья соединяются золотой проволокой, а сзади находится противовес. (Andreas F. Voegelin)