Витрувианский человек
Витрувианский человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:
* кисть составляет четыре пальца
* ступня составляет четыре кисти
* локоть составляет шесть кистей
* высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
* шаг равняется четырём локтям
* размах человеческих рук равен его высоте
* расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
* расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
* расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
* максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
* расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
* расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
* длина руки составляет 2/5 его высоты
* расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
* расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
* длина ушей 1/3 длины лица
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.
Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.
Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.