Бальтасар Грасиан (1601-1658) - испанский философ, теоретик литературы, писатель, иезуит. Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена. Родился в Испании в 1601 году в семье доктора. С детства Бальтасара готовили к духовной карьере и уже в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена. В 1636 году он переезжает в Уэску ( один из культурных центров Арагорна), там он получает должность проповедника и исповедника. Буквально через год он заканчивает своё первое серьёзное произведение - моральный трактат "Герой". В качестве афтора он указал своего двоюродного брата т.к. в те времена существовал запрет на печать книг иезуитов без одобрения ордена. В дальнейшем Бальтасар пишет следующие труды: "Политик" 1640 год, "Остроумие, или Искусство Изощренного Ума" 1642 год, "Благоразумный" 1646 год, "Карманный оракул, или Наука благоразумия" 1647 год, "Размышления о причастии" 1655 год (кстати это единственное произведения подписанное настоящим именем), "Критикон" часть I — 1651; часть II — 1653; часть III — 1657. После издания третей части "Критикон" в 1658 ему объявили публичный выговор и выслали из Сарагосы в маленький город Граус и приговаривают к покаянию. После частичного прощения в апреле 1658 его переводят в коллегию Таррагоны. 6 декабря 1658 — Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.
Кто скупится, тратит вдвое.
Кто хулит товар, хочет его купить.
Кто слишком благоухает, тот дурно пахнет.
Лучше обманутся в цене, чем в товаре.
Кто владеет всем, не владеет собой.
Человек порядочный в драку не спешит – ему есть что терять.
Худшие враги из бывших друзей.
У лжеца две беды – и ему не верят, и сам он не верит.
Скупому так же мало пользы от своего добра, как от чужого.
Невезение – чаще всего кара за глупость.
Надежда – мастерица подделывать истину.
Забывать – это скорее благодать, чем искусство.
Для кого нет злых, для того нет и добрых.
Короткий путь – самый длинный.
Заранее извиняться – обвинять себя.
Всем приказывающий – всеобщий раб.
Искренних любят, но обманывают.
Важные друзья – для важных дел.
Верный путь не свершить дело – заранее считать его свершенным.
Глуп, кто глупцов не узнаёт, и ещё глупее тот, кто, распознав, от них не уходит.
Огласить замысел – погубить его: Тогда в нем загодя находят недостатки, А потерпит неудачу – окажется злосчастным в двойне.
Никогда не показывать полдела – пусть любуются в законченном виде.
Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ остается в воображении; Память о нем мешает насладиться, уже завершенной.
Иные могли бы стать учеными, если бы не думали, что уже стали ими.
Когда владыка передаёт тебе свои тайны – это не милость, а обуза.
Не связываться с тем, кому нечего терять. Поединок будет неравный.
Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Ограничивай себя даже в друзьях.
Многие не теряют разума лишь потому, что его не имеют.
Убедить в дурном может всякий, дурному охотно верят, даже неправдоподобному.
Не подходи с просьбой, если на твоих глазах кому-то отказали, - второй раз легче выговорить “нет”.
Фортуна любит смелых и, как красотка, молодых.
Наводить на мысль – это более тонко, чем приводить на память.
Штука не в том, чтобы тебя при входе приветствовала толпа, но чтобы о твоём уходе жалели.
Что прежде всего надо бы забыть, о том что больше всего вспоминаешь.
Лёгким кажется слово тому, кто его бросит, но тяжелым тому, в кого угодит.
Чтобы не упустить один лакомный кусок, упускаешь сотню.
С утопающим необходима особая осторожность – чтобы и его спасти и самому не утонуть.
Прикидывающийся глухим слышит больше, чем хотел бы.
Половина людей смеётся над другой половиной, и обе равно глупы.
Чрезмерное восхищении сродни лжи; люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно, и к уму, что уж совсем плохо.
Увидишь одного льва, ты видел всех; увидишь одну овцу, тоже видел всех; но увидеть одного человека – это увидеть одного человека, да и того не распознать.
Очень учёных легко обмануть – им ведомы вещи необычные, зато самого обычного и необходимого в жизни не знают.
Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток, превращая его в преимущество. Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.
За лёгкое дело берись, как за трудное, а за трудное как за лёгкое. В первом случае, чтобы уверенность не перешла в беспечность, во втором – неуверенность в робость.
Для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю, чтобы тот полнее излагал и доказывал истину.