Баню славяне уважали очень. И столько добрых слов о ней оставили потомкам! О пользе ее говорили так:
Баня – мать вторая: кости распарит, все дело поправит!
Коли б не баня, все бы мы пропали!
Баня все грехи смоет!
Хорошая баня лучше сытного обеда!
Помылся в бане – как сто пудов с себя снял!
Баня любую болезнь из тела гонит!
Вылечился Ваня – помогла ему баня.
Баня парит, баня правит!
Банька – не нянька, а хоть кого ублажит.
Баня здоровит, разговор веселит.
В бане помыться – как заново родиться.
Народная мудрость велела блюсти вековечные правила:
Стриги (мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам! Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время. Помни день субботний: иди в баню!
А что в русской бане важнее всего? Пар да веник. Про пар банный так рекли:
Дух парной, дух святой!
Баня без пара, что щи без навара!
Пар костей не ломит, вон души не гонит!
В бане парок и ладит, и гладит.
Душистый пар не только тело, но и душу лечит.
Жаркий пар любой недуг исцелит.
Поддай парок да лезь на полок.
Когда паришься – тогда не старишься!
А веник величали в бане господином, или набольшим, из века в век повторяли: «Банный веник и царя старше, коли царь парится»; «Веник в бане всем начальник»; «В бане веник дороже денег»; «Баня без веника – что стол без соли». И забавную загадку придумали: в поле – в покате, в каменной палате, сидит молодец, играет в щелкунец: всех перебил, и царю не спустил.
Заветными словами сопровождался обычай банный. Окачивая того, кто помылся, приговаривали: как с гуся вода; с гуся вода, с тебя худоба; болести в подполье, на тебя здоровье. А после баньки приветствовали: «С легким паром, с горячим самоваром!». Благодарили за нее тоже особыми присловьями: «На пару, на баньке, на веничках!»; «На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре».
И в свадебных обрядах без бани не обходилось. О невесте, что шла туда перед венчанием, шептались: «Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки». Считалось, что молодожен не будет колотить спутницу жизни, если в предсвадебной бане не бить клюкой головешку в банной печи.
О самой свадьбе так говорили: «По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!». Или так: «По рукам, да и в баню. Репа продана, и воз накрыт». И велели молодым: «Жена мужа почитай, как крест на главе; муж жену береги, как трубу на бане!».
По традиции банником назывался хлеб, которым мать невесты благословляла к венцу молодых. Этот хлеб да соль, жареную птицу и столовые приборы зашивали в скатерть и передавали свахе, которая на другой день после свадьбы раскрывала это приготовление, тоже называвшееся банником, и вручала новобрачным по выходе их из бани.
О сложностях в семейной жизни придумана была такая шутка: черт с тобой, не живи со мной; пойдем в баню да разведемся! В народном юморе баня вообще была популярна. Например, так шутили: «Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься – не ожгись, поддавай – не опались, с полка не свались»; «Блошка банюшку топила, вошка парилася, с полка ударилася».
«Пристал, как банный лист», – и поныне говорят о надоедливом человеке, а выволочкой грозя, обещают «задать баню». Ее же припоминали, высказываясь:
о глупости (каких только дураков нет, и после бани чешутся!);
о недальновидности (ума – два гумна, да баня без верху);
о поспешности (слепой в баню торопится, а баня не топится);
о болтливости (Анна – затычка банна).
А утешение расстроенному человеку выражалось так: «баня смоет, шайка сполоснет».
По славянскому преданию, Господь, парясь в бане, бросил обмылок (или ветошь), и из брошенной вещи появился человек. И жертвенных кур Сварогу (богу-кузнецу, создателю) и Сварожичу (огню) приносили в бане. Это объясняет смысл многих из приведенных пословиц. Миф творения, например, раскрывает до прозрачности выражение «в бане помылся, как заново родился». А свадебная баня – аналог сакральному обряду, что проводился на Ивана Купалу, она символизировала священный брак огня и воды.
Так что не с бухты-барахты появились крылатые выражения, имеют они глубокий смысл.