Его дизайн – это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь – неприкрытое чудачество. Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не гнушался рисовать марки и разрабатывать дизайн телефонных карточек, будучи известнейшим архитектором. Он всегда носил разные носки. А кто сказал, что они должны быть одинаковыми?![]()
Его настоящее имя - Фридрих Штовассер. В 20-ти летнем возрасте будущий художник взял себе труднопроизносимый псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер: Фриденрайх значит "царство мира", а "хундерт" - перевод на немецкий с чешского "што", что означает число 100. Его попытка получить художественное образование не увенчалась успехом. Сформировавшись как самоучка, он создал оригинальный графический стиль, в котором причудливо соединились бурные воронки «Звездной ночи» Ван Гога и церкви с куполами Лентулова. 
![]()

Спираль стала его любимой темой, он рисовал ее, будучи слегка сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с витиеватыми линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.
![]()
![]()
С 1973 года он активно занялся архитектурой и создал проекты «экологически совершенных», биоморфных построек, украшенных яркой, фирменной хундертвассеровской графикой. Он приудмал собственную художественную философию, изложенную в теоретической книге «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (1958) и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (1983). Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема.![]()

![]()
Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора,которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон.![]()
![]()
![]()
Он разработал авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Исследователи творчества Хундертвассера утверждают, что его архитектурные мечты выросли из прочитанных в детстве книг про Винни Пуха и Кролика, выкапывающих себе норы и живущих в них... А также из обнаруженного в книгах по архитектуре древнейшего метода постройки зданий, существующего сотни, а может, и тысячи лет. Выкопать нору в земле и найти в ней убежище – вот фундаментальная идея всех архитектурных моделей. Известно, что много путешествовавший художник изучал эти постройки сам, побывав в Йемене, Судане, Новой Зеландии, у индейцев Пуэбло… Возможно, такая природная архитектура стала для него источником для развития собственного, альтернативного подхода к возведению зданий. ![]()
![]()
Как художник Хундертвассер бесконечно декоративен. Если посмотреть его работы, то повторение найти просто невозможно. Кажется, что любое состояние, психическое или физическое, имеет у него свой собственный, уникальный мотив. Этим он потрясающе интересен. Декоративность Хундертвассера не может оставить равнодушным, у него свой путь, свой пульс, парение, оторванность от реальности и в то же время связь с ней.![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Наиболее известные работы
Мусоросжигательный завод, Котельная Шпиттелау (Вена) ![]()
![]()
![]()
Хундертвассер-хаус (Вена) ![]()
![]()
![]()
«Лесная спираль» Хундертвассера (Дармштадт)![]()
![]()
![]()
Детский сад Хеддернхайм (Франкфурт) ![]()

![]()
Придорожный ресторан (Бад-Фишау, Австрия) ![]()

Поселок термальных источников (Блюмау, Австрия) ![]()
![]()
![]()
Церковь Святой Варвары (Бернбах, Австрия) ![]()
![]()

Винарня «Дон-Кихот» в долине Напа (Quixote Winery, Napa Valley), (США, 1992-1999) 

![]()
Мусоросжигательный завод (Maishima Incineration Plant, Osaka (Japan), 1997—2000 ![]()
![]()
Общественный туалет (Кавакава, Новая Зеландия, 1999) ![]()
![]()
![]()
Железнодорожная станция («environmental railway station», Uelzen, 1999—2001) ![]()
Зеленая цитадель («Die Grüne Zitadelle von Magdeburg» Магдебург, Германия, завершена в 2003-2005).![]()

![]()
Умер Хундертвассер 19 февраля 2000 года в Тихом океане, на борту лайнера «Куин Элизабет II», направляясь из Новой Зеландии в Европу. Похоронен, согласно завещанию,в Новой Зеландии, на острове Счастливых Мертвецов.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()
![]()
![]()


![]()
![]()
![]()









