Его дизайн – это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь – неприкрытое чудачество. Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не гнушался рисовать марки и разрабатывать дизайн телефонных карточек, будучи известнейшим архитектором. Он всегда носил разные носки. А кто сказал, что они должны быть одинаковыми?
Его настоящее имя - Фридрих Штовассер. В 20-ти летнем возрасте будущий художник взял себе труднопроизносимый псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер: Фриденрайх значит "царство мира", а "хундерт" - перевод на немецкий с чешского "што", что означает число 100. Его попытка получить художественное образование не увенчалась успехом. Сформировавшись как самоучка, он создал оригинальный графический стиль, в котором причудливо соединились бурные воронки «Звездной ночи» Ван Гога и церкви с куполами Лентулова.
Спираль стала его любимой темой, он рисовал ее, будучи слегка сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с витиеватыми линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.
С 1973 года он активно занялся архитектурой и создал проекты «экологически совершенных», биоморфных построек, украшенных яркой, фирменной хундертвассеровской графикой. Он приудмал собственную художественную философию, изложенную в теоретической книге «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (1958) и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (1983). Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема.
Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора,которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон.
Он разработал авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Исследователи творчества Хундертвассера утверждают, что его архитектурные мечты выросли из прочитанных в детстве книг про Винни Пуха и Кролика, выкапывающих себе норы и живущих в них... А также из обнаруженного в книгах по архитектуре древнейшего метода постройки зданий, существующего сотни, а может, и тысячи лет. Выкопать нору в земле и найти в ней убежище – вот фундаментальная идея всех архитектурных моделей. Известно, что много путешествовавший художник изучал эти постройки сам, побывав в Йемене, Судане, Новой Зеландии, у индейцев Пуэбло… Возможно, такая природная архитектура стала для него источником для развития собственного, альтернативного подхода к возведению зданий.
Как художник Хундертвассер бесконечно декоративен. Если посмотреть его работы, то повторение найти просто невозможно. Кажется, что любое состояние, психическое или физическое, имеет у него свой собственный, уникальный мотив. Этим он потрясающе интересен. Декоративность Хундертвассера не может оставить равнодушным, у него свой путь, свой пульс, парение, оторванность от реальности и в то же время связь с ней.
Наиболее известные работы
Мусоросжигательный завод, Котельная Шпиттелау (Вена)
Хундертвассер-хаус (Вена)
«Лесная спираль» Хундертвассера (Дармштадт)
Детский сад Хеддернхайм (Франкфурт)
Придорожный ресторан (Бад-Фишау, Австрия)
Поселок термальных источников (Блюмау, Австрия)
Церковь Святой Варвары (Бернбах, Австрия)
Винарня «Дон-Кихот» в долине Напа (Quixote Winery, Napa Valley), (США, 1992-1999)
Мусоросжигательный завод (Maishima Incineration Plant, Osaka (Japan), 1997—2000
Общественный туалет (Кавакава, Новая Зеландия, 1999)
Железнодорожная станция («environmental railway station», Uelzen, 1999—2001)
Зеленая цитадель («Die Grüne Zitadelle von Magdeburg» Магдебург, Германия, завершена в 2003-2005).
Умер Хундертвассер 19 февраля 2000 года в Тихом океане, на борту лайнера «Куин Элизабет II», направляясь из Новой Зеландии в Европу. Похоронен, согласно завещанию,в Новой Зеландии, на острове Счастливых Мертвецов.