Если бы на знаменитом "Титанике" был ресторанчик фастфуда, он тонул бы именно так. Ну или почти так, поскольку гибель людей в своём странном шоу художники воспроизводить и не намеревались. Шутки шутками, но затопление до боли знакомого интерьера – замечательный повод поразмышлять о месте "Макдоналдса" в современной культуре.
Расмус Нильсен (Rasmus Nielsen), Якоб Фенгер (Jakob Fenger) и Бьёрнстьерне Кристиансен (Bjørnstjerne Christiansen), составляющие датскую арт-группу Superflex, – провокаторы чистой воды. Они взяли да построили очень точную копию "Макдоналдса" в натуральную величину. Заботливо наполнили небольшой зал всей необходимой начинкой, а затем медленно затопили помещение "по самые уши", снимая всё на профессиональную камеру (с привлечением профессиональных режиссёра, звукорежиссёра, осветителей и прочих).
Уплывающие подносы с гамбургерами, сталкивающиеся картонные стаканы, величественно погружающееся под воду оборудование, освещающее разгром вспышками коротких замыканий… Этот набор кадров и планов призван передать зрителю атмосферу абсурдной катастрофы, может быть, исполнить чью-то тайную мечту или, напротив, вызвать вспышку праведного гнева. Фильм, получивший простое название Flooded McDonald's, в настоящее время идёт в галерее Южного Лондона (South London Gallery).
Чем же провинился всемирно известный "ресторан" перед художниками из Копенгагена? Да, пожалуй, ничем. Просто в современном обществе именно эта сеть фастфуда (в силу распространённости) давно уже больше, чем просто "место, где можно поесть". Это ещё и "место, о котором можно поспорить". То шведы поднимают тревогу по поводу канцерогенов в картофеле фри, то Евросоюз призывает оградить детишек от рекламы фастфуда, мол, вот он — источник проблемы ожирения.
Но "Мак" ругают, а всё равно в него ходят. Потому что в качестве продукции не откажешь, потому что быстро, потому что эта привычка давно въелась в современного городского жителя, как поездки на метро или использование мобильного телефона. Съёмки Superflex, навевающие мысли о фильме Titanic Кэмерона (есть там кадры с затопляемым рестораном), каждый может рассматривать по-своему. В том-то и прелесть. Хотите – объявите это глупостью и искусством ради искусства, хотите – протестом против… Дальше можно вписать много чего.
"Золотые арки" (Golden Arches) давно стали не только символом McDonald's как такового, но и одним из символов свободы предпринимательства, быстротечной жизни, в которой перекус на ходу заменил душевные семейные обеды, наконец, символом глобализации, отношение к которой в мире далеко неоднозначное. Неудивительно, что датчане утопили ресторан. Удивительно, что никто раньше до такого не додумался: по некоторым данным, "Золотые арки" уступают в узнаваемости во всём мире только логотипу одного известного производителя прохладительных напитков и... распятию. "Золотые арки" давно и прочно вошли в культуру (они упоминаются в песнях, их пародируют в комедиях, рисуют на картинах) и даже послужили символом одной политической теории. Это "Теория предотвращения конфликтов Золотыми арками", или просто "Теория Золотых арок" американского журналиста Томаса Фридмана (Thomas L. Friedman), утверждавшего, что два государства, в которых представлена сеть McDonald's, никогда не пойдут друг на друга войной.
Выдвинута она была в 1999 году в книге "Лексус и оливковое дерево" (The Lexus and the Olive Tree) и вскоре была опровергнута жизнью (война в Сербии, позже — конфликт Израиль-Ливан). Фридман, правда, не унывал и на вопросы критиков отвечал, что, мол, исключения лишь подтверждают правила. Блестяще реализованный (судя по отзывам) замысел с утонувшим рестораном можно посчитать и визуализацией провала "Теории Золотых арок", и призывом подумать о национальных традициях в противовес "глобальным". Ассоциации можно подбирать на свой вкус. А что имели в виду авторы работы – они не говорят. Как воды в рот набрали.