дной из самых знаменитых, талантливых и противоречивых фигур в искусстве XX века является Лени Рифеншталь. Ее «Триумф воли» и «Олимпия» признаны лучшими пропагандистскими фильмами XX века. Несравненны ее фотолетопись первобытного племени, «Подводный мир». Революционные открытия Лени Рифеншталь взяли на вооружение последующие поколения мастеров документального кино. Но она на протяжении всей жизни поддавалась остракизму, настолько талантливо и ярко пропагандировала фашизм.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 в семье состоятельного коммерсанта. Но она никогда не была “золотой молодежью”. После окончания Берлинской школы искусств танцевала в балете вместе с Мери Вигман. В 21 год Лени выступила с первой сольной программой. Ее танцевальные номера пользовались успехом в Берлине, Мюнхене, Праге и Цюрихе. Играла в спектаклях легендарного театрального режиссера Макса Рейнхарда. Говорят, что, только услышав ее голос, мужчины вставали словно завороженные, и стояли на протяжении всего спектакля.
Но после травмы колена о карьере танцовщицы пришлось забыть. Как-то, стоя в берлинском метро и ожидая поезда перед очередным визитом к врачу, Лени увидела афишу фильма «Гора судьбы» . Режиссер фильма, бывший геолог Арнольд Фанк был создателем жанра «люди в горах». Лени тут же отправила Фанку свои фотографии и восторженные газетные рецензии.
И Фанк вывел ее на съемочную площадку. Для начала новенькую без долгих разговоров швырнули в настоящий сугроб перед камерой. Так состоялся кинодебют Лени Рифеншталь.Она стала первой звездой «горного кино». Не зная страха высоты, забиралась на отвесные вершины без страховки и босиком, ибо этого требовал закон жанра. Не раз по сценарию ее накрывала лавина, и тогда ей приходилось буквально купаться в снегу. Жизнь кардинально изменилась одной зимней ночью, когда Лени фон Рифеншталь однажды взяла в руки камеру, чтобы при свете факелов снять лыжный поход. Вдруг в руке у рядом стоящего мальчика взорвался факел. Агрессивное пламя задело ее лицо и руку. Не отвлекаясь ни на свой ожог, ни на обожженного ребенка, Рифеншталь продолжала снимать. Она не чувствовала боли и не слышала криков испуганных коллег. Трагический случай был для нее не более чем эффектным эпизодом нового сюжета.
В 1932 году она сняла свой первый фильм «Голубой свет». За главную роль в режиссерском дебюте «Голубой свет» Лени получила золотую медаль на Венецианском кинофестивале (1932). Годы спустя, превратившись в сутулую старушку, Рифеншталь вспоминала: «Это пророческий фильм моей жизни. Меня любили и ненавидели, как и героиню фильма. Как она лишилась хрустальных сокровищ, так и я теряла идеал за идеалом».
"Олимпия"
Дальше – больше. В стенах собственной киностудии девушка с обожженной рукой добровольно возложила на себя обязанности сценариста, режиссера и продюсера. Отныне ее голос стал командирским: в ее подчинении находились десятки и десятки мужчин. Теперь понятен выбор Адольфа Гитлера, долго подбиравшего руководителя для создания фильмов для нацистской партии.
Лени Рифеншталь никогда не была просто художником. Она на киноэкране не только показывала «нового человека» и сильную личность, но и принимала активное участие в формировании идеологии Третьего рейха. Через пластику обнаженного человеческого тела и через движения толпы, закрученной в огневороты парадной свастики, ей удавалось прикоснуться к глубинным архетипам, выразить суть нацистской идеологии и чувство расового превосходства «белокурой бестии».
Однажды она случайно зашла в Берлинский Дворец спорта в момент выступления Гитлера. Наэлектризованная атмосфера политического митинга и выступление Гитлера поразили Лени фон Рифеншталь. Находясь в шоковом состоянии, трибунному кумиру она написала восторженное письмо. В скором ответе ей назначили аудиенцию. При личной встрече фюрер признался в любви к героиням, сыгранным Лени. Проанализировав ход беседы, чуть позже Гитлер предложил ей снять документальное кино о Нюрнбергском съезде нацистской партии. Видимо, партийная толпа виделась ему горной вершиной. Или в прошлом баловавшийся рисованием Гитлер почувствовал в актрисе родственную душу.
Для Лени Рифеншталь нацисты создали идеальные условия. Под ее рукой оказались три дюжины операторов с ассистентами, загруженных 30 камерами. За Лени ходили с блокнотиками около 80 помощников, записывая все ее устные распоряжения. Но самые впечатляющие панорамы она сама сняла камерой, спрятанной между флагштоков. Лени Рифеншталь так вдохновляла атмосфера партийного съезда в Нюрнберге, что ей удалось совершить революционный прорыв в жанре документальной хроники. Например, установив камеру на асфальте и заставив оператора принять лежачее положение, она превратила ораторов невысокого роста в богоподобных титанов, упирающихся бритыми затылками в грозовые тучи.
В Париже Лени Рифеншталь за фильм «Триумф воли» получила Гран-при и золотую медаль. А на фестивале в Венеции – главный приз. Следующий ее фильм – «День свободы – наши вооруженные силы» (Tag der Freiheit! – Unsere Wehrmacht!) – столь же талантливо славил возрождающуюся армию. Да, она не состояла в НСДАП. Но своими фильмами привлекла на сторону нацистов больше людей, чем Иозеф Геббельс со всем своим министерством пропаганды.
Когда Третий рейх рухнул Лени вместе с матерью оказалась в американской зоне оккупации. Американцы ей предъявили обвинения по трем пунктам: во-первых, что она была членом нацистской партии, во-вторых, что она участвовала в акциях гитлеровской пропаганды, в-третьих – что она использовала труд цыган из концлагеря. С 1949 по 1952 год длилось следствие. Международный трибунал во Фрайбурге оправдал Лени Рифеншталь за отсутствием улик, но ее признали «попутчиком» (Mitlaufer), т.е. «сочувствующей нацизму».
Хотя в 50-е годы у нее было много проектов, и с ней были готовы работать многие известные актеры (Анна Маньяни, Жан Кокто, Жан Маре, Брижит Бардо и др.), ни один проект не был доведен до конца. Отсутствие работы, хроническая нехватка денег, жизнь на грани нищеты...
У кого-то опустились бы руки, Лени же занялась художественной фотографией. Однажды, бессонной ночью 1955 года, она прочитала от корки до корки «Зеленые холмы Африки» Эрнеста Хемингуэя, и ее охватило непреодолимое желание побывать там, во что бы то ни стало.
Умерла Лени Рифеншталь во сне от остановки сердца на 102-м году жизни. Люди помнят ее как гениального художника, но и то, что на фильмах Рифеншталь воспитывалось поколение солдат вермахта; что под музыку из «Триумфа воли» обречённые шли в газовые камеры; что моральная ответственность за шесть миллионов погибших евреев лежит в том числе и на ней. Талант, использованный во зло, разит сильнее, и потому ответственность великого художника перед человечеством особенно велика.