Арктические морозы длятся в европейской части России уже неделю. За это время они успели оказать существенное влияние на мелкий и средний бизнес.
Резко выросли продажи электрообогревательной бытовой техники. "За четверг и пятницу мы реализовали месячный план продажи радиаторов и тепловентиляторов", - сообщила "Ведомостям" Надежда Киселева, пресс-секретарь сети по продаже бытовой техники "М.Видео". По ее словам, продажи этой техники в сети выросли более чем в 10 раз.
У компаний, которые занимаются коммерческой эвакуацией автомобилей, наступили горячие дни. Резко выросли тарифы на их услуги: если раньше в Москве эвакуация стоила 1400-2000 рублей в зависимости от массы автомобиля, то теперь - 6000-8000 рублей.
Выиграли от морозов и автосервисы. Директор по стратегическому маркетингу группы компаний "Рольф" Валерий Тараканов отмечает, что с начала прошлой недели вырос спрос на все, что обеспечивает холодный пуск двигателя в машинах: свечи зажигания, аккумуляторные батареи, синтетические масла и предпусковые подогреватели.
Вырос и спрос и на услуги таксомоторных компаний. Выигрывают от этого те, чьи машины могут заводиться на морозе. Правда, таксомоторные компании не спешат поднимать тарифы - надеются удержать клиентов.
Наступившие холода стали подарком и для компаний, которые производят и продают теплую одежду и обувь. По словам Виктории Дубовик, коммерческого директора торгового дома "Битца", с полок сметают валенки: "Люди приходят, покупают валенки и в них же уходят".
Службы доставки продуктов питания также не могут пожаловаться на морозы, если, конечно, им удается завести транспорт: с начала прошлой недели заказы выросли на 30%. Люди предпочитают заказать еду на дом, а не тащиться по холоду в магазин.
В холода приумножают свое благосостояние и производители алкогольной продукции. По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), с начала прошлой недели спрос на крепкие спиртные напитки в стране вырос на 30%: за семь дней было продано 45 млн л водки и ликероводочной продукции и около 1 млн л коньяка. "Люди стали меньше потреблять пива, сухих вин и перешли на "северный" тип потребления", - объясняет председатель НАА Павел Шапкин.
Однако морозы оказались на руку далеко не всем. "Если так пойдет и дальше, будем, наверное, работать как Деды Морозы: сложим свои конфеты в мешок и пойдем пешком разносить по магазинам", - шутит владелец одноименной подмосковной кондитерской фабрики Андрей Коркунов. Из-за морозов, по его словам, не удалось завести ни "ГАЗели", ни грузовики Scania, которые развозят готовую продукцию, и отгрузки пришлось временно остановить. Директор по маркетингу одной из пищевых компаний рассказывает, что примерно треть дистрибуторских компаний разного профиля в Центральном регионе приостанавливали работу из-за проблем с транспортом.