Ляпы в новых фильмах рождаются из ложного, «кухонного» представления публики и киноделов о военном деле. Очень часто служивые люди, смотря блокбастеры, ту же «9 роту» или «Честь имею», воротят нос и откровенно называют это туфтой.
В самом деле, почти невозможно снять военный фильм, где всё было бы
Это одна из попыток создать список самых откровенных «мифов про оружие и военных сцен», которыми болеет мировая киноиндустрия. Оговорка сразу – не учитывается то, что во многих фильмах про Вторую Мировую войну (а таких фильмов половина из всех чисто военных) показывается более современные или декорированные под старые танки, автомобили, корабли. Кстати, военные фильмы страдают разными ляпами меньше, чем боевики и блохбастеры.
Итак:
1. В подавляющем количестве фильмов герой может за раз выстрелить больше, чем может быть в магазине винтовки/пистолета. В том же «Спасении рядового Райна» снайпер выстреливает явно больше 5 патронов не перезаряжая винтовку. В «Коммандосе» со Шварцем вообще творится полная ахинея.
В принципе, режиссёры экономят киношное время для перезарядки оружия. Но иногда получается глупость – когда герой за один присест выстреливает 20–30 патронов из какого-нибудь«Кольта». Кстати, если реально подсчитать, сколько главный персонаж из средненького боевика выстрелит, скажем, из пистолета, то ему на «дело» надо брать целый рюкзак магазинов.
2. Некоторые виды оружия в фильмах не могут так стрелять, то есть если ими так пользоваться, то ни кого не убьёшь. Яркий пример – боевик «Схватка» с Аль Пачино. Бандиты, вооружённые автоматическими винтовками М-16, стреляют на среднюю дистанцию непрерывным огнём. И умудряются попасть в полицейских. Реально же отдача при каждом выстреле накладывается, и оружие уводит от цели. Вот Аль Пачино, игравший за ментов, из своей авт. винтовки FN стреляет правильно по одному — два патрона за раз.
В одной сцене из российского боевика начала 1990-х годов персонаж сразил из пистолет-пулемёта«Узи» злодея, который стрелял по нему из ручного пулемёта. При этом расстояние было приличное. Напомню, что предельное расстояние для «Узи» — 200 м. Это если стрелять используя приклад, его наш герой, конечно же, не использовал, а выстрелил на-отмашь. И попал, чудеса.
Видел только два фильма, где бойцы умеют пользоваться обычным прицелом на винтовке/автомате. Чтобы куда-то попасть, надо каждый раз корректировать прицел, если враг появился, например, на средней дистанции, а потом на предельной.
3. В очень многих и многих фильмах и компьютерных играх создатели даже не догадываются, что у танков есть, кроме пушек, ещё и пулемёты. Причём, кроме пулемёта на крыше, у всех танков есть пулемёт в лобовой части башни – он вращается в вертикальной плоскости одновременно с пушкой. У большинства танков Второй Мировой войны ещё один пулемёт есть в лобовой части корпуса, а у некоторых ещё и сзади в башне.
Во многих же фильмах танки стреляют даже по одиночному человеку в упор исключительно из орудия. Вот откуда, наверное, пошло выражение: «Из пушек по воробьям стрелять».
4. Очень остро стоит проблема пространства поля боя. Для зрелищности танки в чистом поле сходятся и лупят друг по другу с дистанции метров в 30–40 (например, в «Вечной битве»). Это чтобы зритель в кадре видел оба танка. Взять сцены из киноэпопеи «Освобождение» про Курскую битву. Там на площади в 1 гектар сошлись две бронированные лавины. На деле же танковый бой в середине XX века происходил на дистанции 500–1500 метров, а современный 800–2500. Лишь в городских условиях танки могут сходится в упор.
Ладно танки. Сцены боя пехоты тоже страдают из-за ужатого пространства. Вспомним «9 роту»: душманы в полный рост под бешеным огнём подбегают почти в плотную к окопам наших. При этом они потеряли лишь нескольких.
В сцене атаки фильма «Честь имею» та же история – злые чечены спокойно бегут под бешенным огнём всего в 50 метрах, как будто они никто по ним не стреляет.
У «Калашниковых» прицел рассчитан на 1000 м. Стрельба (по одному – три патрона) эффективна на 400–600 м. Реальный бой ведётся (если нет тяжёлого вооружения) так: обороняющиеся начинают редкую стрельбу издалека и не подпускают никого ближе 50 метров. Если враг уже метрах в 30 от окоп, значит хана обороне – закидают гранатами.
Так близко показывают для зрелищности – в одном кадре и атакующие, и оборона.
5. Атакующие часто кучкуются, смотри, например, фильмы «Свои», «9 рота». В реалии: одна очередь из станкача и половина атакующих навсегда остаётся лежать, как Болконский под Аустерлицем.
6. Из-за скудности бюджета «очень сильный» артобстрел или налёт показывают как разрыв нескольких петард. Да и опасное это дело сильно взрывать, часто результатом выстрела из танкового орудия становится очень скромное бах. Исключение – фильм «Спасение рядового Райна», там из-за выстрела танка фугасным снарядом развалилось пол дома. Из отечественного порадовал фильм «Чистилище» — 125-мм орудие хорошо поработало.
Из-за
бюджета и опасности герои фильмов очень редко используют гранаты, даже при штурме зданий.Также дороговато показать детонацию боекомплекта и топлива в танке – подпрыгивание башни, отрывание крыши моторного отсека. Дешевле обозначить дымок из люка, типа танк подбит.
7. Есть фильмы, где не учитывается такие вещи, как деформация пуль при встрече с преградой. Я вспомнил два: в сериале
«Штрафбат» врач вынул пулю из ноги самострела. Пуля не деформировалась.
В фильме
«DOOM» пуля
ударилась о стену под прямым углом, отскочила строго назад, оставаясь
целой, и поразила незадачливого стрелка. Конечно, это фантастика, да
и оружие там фантастическое. Реально, пуля должна при ударе
расплющиться, от неё остался бы блинчик и брызги.
8. Очень
часто в боевичках люди выхватывают оружие и сразу стреляют. А ведь
таскать пистолет с патроном в патроннике, взведённым курком и снятым
с предохранителя довольно опасно.
С другой стороны в американщине
много таких сцен — два персонажа, один с револьвером направленным на
соперника. Герои перекидываются несколькими фразами и человек
с револьвером очень эффектно большим пальцем руки, в которой держит
оружие, взводит курок этого самого револьвера. Типа, щас убивать буду.
Картина маслом.