Светловолосая шведская певица Карин Дрейер Андерссон могла бы стать предводительницей нового поколения электропопа: ее группа The Knife играла эту музыку острее и сексуальнее других и даже в России успела стать предметом солидного культа.
The Knife ушли в бессрочный отпуск и Карин теперь — сама себе ансамбль Fever Ray.
Инструментарий остался прежним (гул синтезаторов, трепыхания клавиш, редкие пощипывания по струнам), но на месте прежнего игривого темпа — обморочная статика, чернильный мрак, лютый холод.
Заторможенного и отмороженного диско вообще в последнее время производится немало, однако Fever Ray — это, похоже, температурный рекорд: здешние акустические ландшафты напоминают разве что пустынный арктический ужас, что царит в романе Дэна Симмонса «Террор», а сама Андерссон выступает, соответственно, в роли хтонической ведьмы из племени богоизбранных эскимосов.
Тут существенен не только теневой звук, но и сам голос Андерссон с его странным акцентом — она цепляет на клык английские фонемы, разгрызает каждое слово, как ледышку. Альбом записан по мотивам второй беременности; Карин поет за себя, а также мужским голосом (понижая вокал с помощью фильтра до хриплого воя) и за ребенка во тьме своего чрева.
Вообще, «Fever Ray» — это, видимо, про негаданные измерения обыденных вещей. Это своего рода музыкальный аналог фильма «Впусти меня» — та же точность в деталях, та же фантомная атмосфера, та же красота детских страхов.
Когда в «When I Grow Up» Андерссон обращается к кому-то с репликой: «У тебя огурцы на глазах» — похоже, что она ведет речь о чем-то гораздо более жутком, чем домашняя косметика. Когда она заявляет: «Когда я вырасту, я хочу стать лесничей» — похоже, что она метит прямиком в твин-пиксовский потусторонний лес. Совы не то, чем кажутся, — ну и огурцы, наверное, тоже.
Итог: В музыкальном отношении Fever Ray представляет собой мрачное произведение: тягучее и холодное звучание, скупое на мелодии, кажется нацеленным на подсознание слушателя, а ритмические остовы песен наводят на мысли о чем-то ритуальном, почти мистическом. Собственно, сольное творчество Карин представляет собой новый виток в эволюции подобного рода музыки - неуютной, зябкой, но притягательной: даже при заглядывании в самый темный и глубокий колодец есть шанс увидеть собственное отражение.
П.С. Карин также являлась приглашенной гостьей в некоторых группах, одна из которых норвежская команда Royksopp, играющие немного в другом стиле нежели Fever Ray, ниже клип