Очень немного научно-фантастических историй обходятся без штампов жанра – лазерного оружия, роботов и, конечно же, летающих автомобилей. Летающие машины, в отличие от существующих воздушных суден, одинаково хорошо показывают себя как на земле, так и в воздухе. Популярное изображение летающих машин не отличается от обычных автомобилей – они просто ещё и способны взлетать, если нажать нужную кнопку.
Двадцатый век был веком инноваций и не стоит удивляться, что уже тогда человечество пыталось создать летающие автомобили. Некоторые попытки были гениальными, другие до смешного ошибочными, но все они придают того, чем запомнится наша эра для людей будущего. Ниже представлены десять удивительных примеров попыток создания летающих машин.
10. Автолёт Кёртисса (Curtiss AutoPlane)
Автолёт Кёртисса это фактически первый летающий автомобиль, существовавший в реальном мире, а не только на страницах книг. В 1917 году авиационный инженер по имени Гленн Кёртисс (Glenn Curtiss) прикрепил к алюминиевому корпусу Форда Модл Ти (Model T) части от самолёта, который он разработал ранее. Получившееся чудовище было основано на учебном самолёте Кёртисс Модл Эл (Curtiss Model L) – триплане (три набора крыльев), оборудованном двигателем в 100 лошадиных сил (по мощности примерно соответствовал неплохому трактору).
Передние два колеса Автолёта можно было поворачивать при помощи руля в кабине, как и в автомобиле, а перемещался по земле он благодаря пропеллеру, прикрепленному на его задней части. К сожалению, «воздушный лимузин» так никогда и не летал – судя по всему, самым большим его достижением (до того как его сняли с производства в начале первой мировой войны) были короткие «прыжки».
9. Летающий автомобиль Джесса Диксона (Jess Dixon’s Flying Auto)
Эта летающая машина является уже мифом, и если бы не эта фотография и короткая заметка о нём в газете из Андалузии (Andalusia), Алабама, можно было бы подумать, что её и не существовало вообще. Согласно истории в газете, на фотографии изображён Джесс Диксон (Jess Dixon), она была сделана примерно в 1940 году. Несмотря на то, что историки, изучающие авиацию, считают это летающим автомобилем, машина на самом деле скорее является «дорожным вертолётом», благодаря двум лопастям, вращающимся в разных направлениях. Другими словами, это одноместный вертолёт, который также может катиться.
Летающий автомобиль приводился в движение небольшим двигателем, мощностью в сорок лошадиных сил, а педали ножного управления отвечали за хвостовой руль, позволявший мистеру Диксону поворачивать в воздухе. Вертолёт-автомобиль должен был достигать скорости в 160 километров в час и был способен лететь вперёд, назад, в стороны и зависать в воздухе. Неплохо для летающего автомобиля, о котором больше никто ничего не слышал.
8. Автомобиль Конвэр (ConvAirCar)
Летающий автомобиль Модель 116 (Model 116 Flying Car) фирмы Конвэр (Convair) совершил первый полёт в 1946 году и выглядел как небольшой самолёт, приваренный к автомобилю. И по своей сути он им и был. Крылья, хвост и пропеллер можно было отсоединить от пластмассового автомобиля, что позволяло управлять им на дороге, как обычным автомобилем. Когда машине надо было добраться туда, куда не ведут обычные дороги, к ней прикреплялись аксессуары от самолёта.
Был выпущен только один прототип Модели 116, однако он совершил невероятное количество полётов – целых 66. Несколькими годами позже инженер Тед Холл (Ted Hall) воссоздал устройство в качестве Конвэр Модель 118 (Convair Model 118), заменив двигатель мощностью в 130 лошадиных сил на двигатель в 190 лошадиных сил, что придало машине больше мощности для полётов. Конвэр планировали выпустить 160 000 агрегатов, но планы сорвались после того, как один из прототипов обрушился в Калифорнии. Когда пилот взлетал в автомобиле, он считал, что его топливный бак полон. Однако КонвэрКар обладал двумя указателями уровня топлива в баке – один для двигателя автомобиля и один для двигателя самолёта – и хотя в автомобильном баке было много бензина, двигатель самолёта оказался посреди полёта без топлива. Такова опасность многофункциональности.
7. Кёртисс-Райт ВЗ-7 (Curtiss-Wright VZ-7)
Кёртисс-Райт ВЗ-7 был продуктом первой попытки армии США создать летающий автомобиль. В идеале ВЗ-7 должен был быть чем-то вроде летающего джипа. Как и джип, он позволял пилоту преодолевать труднопроходимую местность на земле, но помимо этого, ВЗ-7 мог также и летать. Разработан автомобиль был компанией Кёртисс-Райт, сформированной в результате объединения компании Райт (братья Райт) и авиастроительной фирмой Кёртисс (Гленна Кёртисса). Кёртисс и братья Райт были непримиримыми соперниками со времён зарождения авиации.
ВЗ-7 являлся воздушным судном с вертикальным взлётом и посадкой. Лететь ему позволяли четыре вертикальных пропеллера, которые располагались позади «кабины», которая на самом деле была обычным сидением на открытом воздухе. Для маневрирования пилот должен был изменять скорость каждого пропеллера, что позволяло наклонять воздушное судно вперёд, назад или в сторону. Даже если не учитывать технические аспекты, это судно было очень опасным – ни все пропеллеры были открытыми, и армия перестала финансировать проект в 1960 году, всего через 2 года после его начала.
6. Воздушный джип Пясецки (Piasecki AirGeep)
После того, как проект ВЗ-7 был закрыт, армия США решила попробовать совсем другой прототип: ВЗ-8 ЭйрДжип Пясецки. Стоит помнить, что к тому моменту вертолёты стали достаточно популярными, но как оказалось, военные были заинтересованы в воздушном судне, которое будет меньше чем вертолёт и будет легко управляться людьми без особой подготовки.
До того, как его, наконец, признали «неподходящим для военного использования» было представлено семь различных вариантов ЭйрДжипа, но все варианты основывались на одной и той же идее: два больших вертикальных пропеллера в передней и задней части воздушного судна, сидение пилота посередине и три или четыре колеса для наземного использования. Хотя первая модель была плоской, остальные модели были изогнуты наверх в передней и задней части, в форме буквы V. Военно-морские силы США попытались оборудовать одну из моделей поплавками гидросамолёта, надеясь применить её в море – но от этой идеи в конечном итоге отказались, как и от всей программы.
5. АВЕ Мицар (AVE Mizar)
В 1971 году калифорнийская компания АВЕ, занимавшаяся разработкой передовых средств передвижения, начала разработку летающего автомобиля, похожего на КонвэрКар из 1940-х годов. Они взяли корпус автомобиля Форд Пинто (Ford Pinto), приварили к нему сверху Сессну Скаймастер (Cessna Skymaster), и… собственно всё. Получившийся странный гибридный монстр был назван АВЕ Мицар.
Автомобильная часть воздушного судна была фактически обычным Фордом Пинто, которые разъезжали тогда по улицам США. Двигатель Пинто разгонял самолёт до скорости необходимой для взлёта, после чего задействовался пропеллер самолёта. Во время посадки тормозная система автомобиля должна была помочь ему замедлиться. К сожалению, в 1973 году (всего за год до того, как автомобиль должен был пойти в серийное производство) правое крыло одного из прототипов сломалось посреди полёта. Автомобиль разбился о землю, а вместе с ним разбились и все надежды компании о светлом будущем.
4. Супер Воздухоцикл (Super Sky Cycle)
Перейдём к современным летающим автомобилям… или скорее к удивительному отсутствию практичных летающих автомобилей даже в 21 веке. Правда, попытки по их созданию всё ещё делаются: перед вами Супер Воздухоцикл компании Баттерфлай (Butterfly), который выглядит очень похожим на летающий автомобиль Джесса Диксона. Как и в случае с его разновидностью 1940-х годов, Супер Воздухоцикл это одноместный вертолёт, способный передвигаться по дорогам, оборудованный одним складывающимся пропеллером и воздушным рулём, позволяющим управлять судном в воздухе.
Супер Воздухоцикл был построен в 2009 году и на данный момент им можно легально пользоваться – если, конечно же, у вас есть лицензия пилота и водительские права (позволяющие управлять мотоциклами). Транспортное средство собирается до размеров в 2,1 метра, что позволяет ему поместиться в большинстве гаражей. Автожиры производятся компанией Баттерфлай Эйркрафт (Butterfly Aircraft LLC) и продаются в качестве наборов «сделай сам». Это может быть и не то, как люди представляли себе летающие автомобили, но по крайней мере они доступны любому, у кого есть лишние 40000 долларов.
3. Переход Terrafugia (Terrafugia Transition)
В 2009 году «Переход Terrafugia» совершил первый успешный испытательный полёт. С тех пор летающий автомобиль прошёл через множество улучшений и модификаций, а второй успешный испытательный полёт прошёл в 2012 году. В любом случае «Переход» наконец-то является чем-то, что хотя бы выглядит футуристично. Аэродинамическая форма автомобиля напоминает самолёт, крылья которого складываются в вертикальную позицию, когда он находится на земле. На шоссе автомобиль развивает скорость в 110 километров в час, а в воздухе достигает около 185 километров в час.
Во время разработки Перехода компания столкнулась с тем, что автомобиль из-за частей, необходимых для обеспечения безопасности на дороге (таких как амортизаторы и воздушные подушки) весит слишком много, чтобы соответствовать требованиям Федерального управления гражданской авиации США. В 2010 году Федеральное управление решило закрыть глаза на несоответствия летающего автомобиля существующим стандартам, и теперь получить разрешение на полёты на нём намного легче. К сожалению, автомобиль всё равно стоит больше чем Ламборгини.
2. ПАЛ-В Уан (PAL-V One)
ПАЛ-В Уан привносит немного стиля в мир автожиров и является разработкой из Нидерландов, в которой были сделаны существенные изменения по сравнению с традиционными проектами гирокоптеров. Для начала, автомобиль обладает только одним двигателем – он приводит в движение колёса или пропеллер автоматически, в зависимости от того, касаются ли колёса земли.
Воздушное судно ПАЛ-В интересно тем, что оно предназначено для полётов на высоте ниже 1200 метров, а значит, водителю-пилоту не придётся подавать полётный лист для того, чтобы использовать свой автомобиль – что намного облегчает судьбу владельцев подобных агрегатов в современном мире. Это также может привести к созданию «цифровых коридоров» - невидимых шоссе в небе, которые позволили бы летающим автомобилям вести себя в воздухе, как машины на обычных шоссе.
1. Аэромул (AirMule)
Аэромул это скорее летающая скорая помощь, чем обычный автомобиль – но идея остаётся той же. Аэромул разрабатывает израильская компания «Urban Aeronautics», главным предназначением судна является участие в поисково-спасательных операциях. Хотя Аэромул может достигать той же скорости, что и обычный вертолёт, места в воздухе он занимает в два раза меньше, благодаря чему может попасть туда, куда вертолёты не «протиснутся».
Если вы внимательно читали список, то, скорее всего уже заметили, что Аэромул очень похож ЭйрДжип, который был создан в 1970-х годах. Однако тут есть одно важнейшее отличие – управляют Аэромулом дистанционно. Таким образом, Аэромул является беспилотным летательным аппаратом, а значит, он либо сыграет важную роль в спасении людей, или, учитывая, как использовались беспилотные летательные аппараты ранее, в их убийстве. Впрочем, Аэромул не обязательно будет обладать автопилотом – Урбан Аэро планируют предоставить пилоту возможность управлять воздушным судном в режиме реального времени при помощи множества мониторов и дистанционного управления – примерно так же, как управляют самолётами в играх-симуляторах.