Помимо того, что аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (Tenzing-Hillary Airport), расположенный в городе Лукла (Lukla), Непал, находится на высоте 3048 метров над уровнем моря и пилотам невероятно трудно посадить самолёт или поднять его в воздух, короткая и узкая взлётно-посадочная полоса аэропорта заканчивается обрывом, что делает этот аэропорт одним из самых опасных вмире и определённо самым страшным.
Город Лукла считается воротами в Гималаи, поэтому, несмотря на репутацию одного из самых опасных аэропортов, он на самом деле является одним из самых загруженных в Непале. Альпинисты, которые пытаются покорить самую высокую гору в мире, должны прибыть сначала сюда, перед тем как отправиться в пешее путешествие, поэтому маленькие самолёты и вертолёты приземляются тут каждый день. Для большинства альпинистов приземление в аэропорту имени Тэнцинга и Хиллари гораздо страшнее, чем восхождение на Эверест, и учитывая его экстремальное расположение и сложные погодные условия, это легко понять. Даже в самые ясные дни погода позволяет приземляться и взлетать с этого аэропорта только на протяжении нескольких часов, до того как опускается туман и начинают дуть сильные ветра. И даже тогда ошибка при приземлении всего на метр или два может стать причиной того, что самолёт либо врежется в склон горы, либо пробьёт забор и врежется в каменную стену. Взлёт — это тоже не самое лёгкое занятие, так как в случае если самолёт не успеет развить достаточную скорость перед концом взлётно-посадочной полосы, он разобьётся, упав в пропасть.
Фотография: «Plane Landings»
Вырезанный в склоне горы экстремальный аэропорт города Лукла был построен Сэром Эдмундом Хиллари (Sir Edmund Hillary) в 1965 году, через 12 лет после того, как он стал первым человеком, покорившим Эверест. На сегодняшний день альпинисты могут просто запрыгнуть на самолёт в Катманду (Kathmandu) и за несколько часов добраться до точки назначения вместо того, чтобы целый день ехать на автобусе или идти пешком на протяжении пяти дней. Однако на одиночной взлётно-посадочной полосе аэропорта имени Тэнцинга и Хиллари не приземляются "Боинги" или "Аэробусы". Ширина ухабистой асфальтовой полосы составляет всего 20 метров и может принимать лишь маленькие самолёты, такие как «Twin Otter» или «Dronier». Помимо всего прочего, эта взлётно-посадочная полоса находится под углом 12 градусов, что делает её одной из самых крутых взлётно-посадочных полос в мире. Самолёты должны облетать гору и приземляться с нижнего конца взлётно-посадочной полосы, что позволяет остановить самолёт до того, как он пробьёт забор и ударится в скалу, тем не менее, пилоты должны отключать пропеллеры ещё до соприкосновения с землёй. Навигация происходит исключительно визуально и пилоты должны учитывать густые облака и сильные ветра, чтобы безопасно приземлиться или вылететь из Луклы.
Фотография: AuthorShots
Как и можно себе представить, в аэропорту имени Тэнцинга и Хиллари было немало несчастных случаев, хотя и не так много как большинство может подумать, принимая во внимание обстоятельства. В 1973-ем и 1991-ом годах самолёты марки «DHC-6» Королевских Непальских авиалиний (Royal Nepal Airlines) разбились, приближаясь со стороны Катманду, в 2004 году самолёт марки «Twin Otter» Йети Эйрлайнз (Yeti Airlines) разбился при попытке посадки, в результате чего погибли три члена экипажа. Однако самая страшная трагедия произошла в октябре 2008 года, когда самолёт «Twin Otter» Йети Эйрлайнз загорелся, совершая аварийную посадку в туманную погоду, в результате чего погибли 18 пассажиров.